Посол Швеции Йон-Кристер Оландер, 61 год, вспоминает Карла XII и Мазепу, говорит о проблемах шведского бизнеса в Украине и объясняет, почему в Швеции все платят налоги.
Вы следите за украинской предвыборной кампанией?
Да, и ежедневно слышу множество мыслей и обещаний, вижу разных амбициозных лидеров. Для меня все это очень интересно. Особенно дискуссии украинских политиков по телевидению. Иногда они слишком остры и горячи.
Ваша политика иногда кардинально отличается от шведской. Например, в Швеции партиец всегда должен придерживаться только партийной линии. У нас очень суровая партийная дисциплина. Другое отличие: каждый депутат шведского парламента обязательно должен присутствовать на пленарных заседаниях. Пропустить может только по очень уважительной личной причине или, например, из-за официальной командировки.
Конституционная реформа приближает Украину к европейским стандартам?
В Европе есть разные формы правления. Например, во Франции сильную власть имеет президент. Моей же страной фактически руководит премьер-министр. Король, хотя и не имеет политической власти, но пользуется большим уважением, и представляет страну на встречах высокого уровня. Каждое государство рано или поздно должно решить для себя вопрос баланса между разными ветвями власти. Но, в любом случае, правительство будет действовать эффективно только тогда, когда у него будет доверие парламента.
У Карла XII и Мазепы были общие интересы
Как развиваются украинско-шведские отношения?
Они имеют глубокие исторические корни — еще со времени викингов. У шведского короля Карла XII и украинского гетмана Ивана Мазепы были общие интересы. Недавно премьер-министр Швеции Йоран Перссон во время встречи с Виктором Ющенко высказался в поддержку будущего членства Украины в Европейском Союзе.
Также недавно была принята специальная Стратегия сотрудничества между Украиной и Швецией. Ее бюджет до 2008 года планируется увеличить до 20 миллионов долларов в год. Мы хотим поделиться опытом в сфере энергосбережения. Ориентироваться на один источник энергии очень ненадежно. Когда в 70-е годы Швеция впервые ощутила на себе нефтяной кризис, мы начали искать альтернативные источники энергии и разрабатывать энергосберегающие технологии. Сегодня Швеция только на 40 процентов зависит от нефти и на 20 процентов — от ядерной энергии.
Шведские компании хотят серьезно заниматься бизнесом в Украине. Некоторые даже стремятся организовать здесь собственное производство, предоставить людям рабочие места. Но все еще есть жалобы на украинскую бюрократию. Тяжело получить важные разрешения и регистрации, чтобы положить начало бизнесу. Есть также проблемы с таможней, с необъективностью судов. Я приветствую усилия украинской власти, направленные на преодоление этих проблем. Наши бизнесмены просто хотят играть по выписанным в украинском законодательстве правилам.
Относительно контактов между людьми, то мы поддерживаем облегчение визового режима между Украиной и ЕС. Для нас важно, чтобы граждане наших стран могли свободно ездить друг к другу без бюрократических преград. Однако бывают случаи, когда люди пытаются получить в нашем посольстве визу по поддельным документам. В Украине существуют некоторые бюро или туристические агентства, для которых туризм - лишь прикрытие. Нас это настораживает. Нам хотелось бы решать эту проблему вместе с украинской властью.
Ситуация с соблюдением прав человека в Украине улучшилась?
Да, но некоторые проблемы остаются: неудовлетворительные условия в тюрьмах, иногда заангажированность судебной власти. Все это должно совместно решаться парламентом, правительством и всем обществом. А также Уполномоченным по правам человека.
Но пани Карпачева сейчас в первой пятерке списка оппозиционной Партии регионов...
Для меня, шведа, это не является чем-то чрезвычайным. В Швеции часто оппозиционер занимает высокие должности по назначению правительства. Один из шведских губернаторов, например, был главным редактором самой крупной оппозиционной газеты. Мы считаем так: если вы являетесь государственным служащим, то должны, прежде всего, выполнять свои обязанности. И в то же время можете принадлежать к любой партии.
Иногда пытаются получить визу по поддельным документам
В вашем государстве самые высокие в мире налоги. И все платят?
Самые высокие, но шведы их исправно платят, даже если и жалуются. Потому что они уверены, что получат за это хорошие больницы, детские сады, школы, дома для людей преклонного возраста. Все граждане имеют право контролировать использование собственных средств. Каждый может посмотреть все соответствующие официальные документы. Чаще всего этим правом пользуются журналисты. Главное — люди доверяют государству.
Швеция славится близостью власти к народу...
Действительно, у нас не перекрывают движение, когда едет какое-то важное лицо. Шведские политические лидеры часто пользуются общественным транспортом. Двадцать лет назад спикер парламента спокойно ездил на работу городским автобусом, потому что ему было так удобно. Я знаю это точно — сам ездил этим маршрутом. Помню, например, что заместитель министра иностранных дел ездил на работу на велосипеде, преодолевая семь километров. Приезжал, принимал душ, переодевался в деловой костюм, и начинал работать.
Впрочем, сегодня Швеция меняется. Такие привычки лидеров становятся все опаснее. В современной Швеции высокопоставленные должностные лица и королевская семья уже нуждаются в охране. И я иногда с грустью вспоминаю, как дед нынешнего короля Швеции спокойно гулял по столице пешком. Люди его радостно приветствовали, снимая шляпы. И он также приветствовал их, снимая шляпу.
К Ющенко и Януковичу относятся как к символам раздела
Опрос Центра Разумкова засвидетельствовал интересную вещь: и Виктор Ющенко, и Виктор Янукович имеют высокий уровень доверия и недоверия населения одновременно.
До сих пор остается раздел Украины на восток и запад, — объясняет директор социологической службы Центра Андрей Биченко, 33 года. — И граждане относятся к Ющенко и Януковичу частично как к политикам, а частично как к символам этого раздела.
Интересной считает социолог ситуацию с Александром Морозом. По мнению Андрея Биченко, у соцпартии есть стойкий электорат. Но СПУ в глазах избирателей ассоциируется преимущественно с личностью Мороза. Поэтому колебание в рейтинге доверия-недоверия к этому политику достаточно незначительно, и в дальнейшем существенно не будет меняться. Кроме того, в соцпартии есть еще одна яркая личность — министр внутренних дел Юрий Луценко. Он немного отстранился от партийных дел, но все равно с СПУ ассоциируется.
Опрос Центра Разумкова также свидетельствует, что лишь немного больше 40 процентов людей знают ведущую телеканала "1 1" Ольгу Герасимьюк и приблизительно 50 процентов — певицу Руслану Лыжичко. А ведь они обе — в первой пятерке списка "Народного союза "Наша Украина". Очевидно, в партии рассчитывали именно на их популярность.
Ни у одного украинского канала нет сегодня стопроцентного рейтинга, объясняет эксперт ситуацию с Ольгой Герасимьюк. Если хотя бы 50 процентов зрителей смотрят передачу, то это уже заоблачный показатель. У Русланы достаточно специфическая аудитория. Да и ее выступлением на "Евровидении" интересовались далеко не все.
Комментарии