Государство реализует пилотные проекты реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве. Цель реформы — улучшение медицинских услуг и более эффективное использование бюджетных средств, уверяет власть. В действительности реформа направлена на уменьшение количества врачей, больниц и урезание финансирования медицины, считает 59-летний Евгений Захаров. Он изучает реализацию реформы в пилотных областях.
— Реформа вводит пять уровней медицинской помощи. Первичная — помощь врача общей практики, то есть семейного врача по месту жительства в амбулаториях, которые получили название центр первичной медицинской помощи. Вторичная помощь — лечение узкопрофильными специалистами в консультативно-диагностических центрах. Третичная — лечение сложных болезней в узкоспециализированных учреждениях. Четвертая, экстренная — лечение в случае угрозы жизни из-за травм, сердечно-сосудистых заболеваний и тому подобного. Пятая, паллиативная — помощь и облегчение страданий пациента на последних стадиях неизлечимых болезней. Первые четыре уровня предусматривают поэтапное введение с начала 2012 года, в зависимости от успеха практики реформирования в пилотных регионах. А последняя паллиативная — с 2015 года.
Амбулатории заменят поликлиники?
— Да. В амбулаториях семейные врачи будут принимать анализы, ставить диагнозы, лечить наиболее распространенные болезни и решать, направлять ли пациента в специализированную больницу в случае надобности. Другими словами, амбулатории будут делать почти все то, что делали поликлиники. Их нужно будет открыть в каждом районе города и области. Например, приблизительный расчет для такого города, как Харьков, — одна амбулатория на 2,5 тысячи населения. Помещение для амбулатории может быть оборудовано даже в трехкомнатной квартире.
В чем недостатки изменений?
— Особенностью реформы является перевод всех городских медицинских заведений, которые осуществляют вторичную и третичную медицинскую помощь, на баланс области. При этом все медзаведения теперь будут самостоятельно заключать договоры о медобслуживании населения с местными бюджетами. Все это очень похоже на желание перевести груз финансирования медицины на местные органы власти. Это и указывает на настоящую цель этой "реформы" — уменьшить расходы на медицину за счет сокращения количества коек в стационарах и врачей-специалистов.
Мы знаем, что местные бюджеты львиную часть доходов отдают в Киев. На местах просто нет денег на содержание этих больниц и персонала. Например, в Харькове из-за нехватки финансирования из городского бюджета закрыли стационар для больных туберкулезом. Там в 2009 году было 175 коек. Куда они девают больных туберкулезом, я не знаю. Для меня это загадка. Центральной власти все об этом известно, но именно местным органам власти она отводит неблагодарную роль "могильщика больниц".
Кто больше всего пострадает от изменений?
— Медицинская реформа больше всего ударит по крестьянам и жителям райцентров. Для них появление семейных врачей и параллельное закрытие райбольниц означает невозможность лечиться у специалистов. Ведь новая сеть лечебных заведений привязывается к количеству населения, но совсем не учитывается состояние дорог и общественного транспорта. В селе невозможно за 10-20 минут, как обещают, оказать экстренную помощь или транспортировать больного в больницу. Амбулатории в пилотных регионах, особенно на селе, вообще располагают без учета возможности больных добраться к ним. Особенно пожилых людей.
Что значат нововведения для работников больниц?
— Эти люди станут второй группой пострадавших от реформы. Удар будет нанесен также по районным больницам и их специалистам. Им всем нужно переучиваться на педиатров. Например, кардиолог, который проработал 25 лет, должен все начать с начала — стать семейным врачом. Теперь он должен быть и педиатром, и кардиологом в одном флаконе. Но на переквалификацию нужно время. Конечно, переучатся на семейных врачей не все. Большое количество врачей выбросят на улицу. Хорошие и энергичные специалисты будут искать или другую работу, или другую страну.
Что реформа будет означать для человека, который вызывает "скорую"?
— Будет две службы скорой помощи: неотложная и экстренная. Причем экстренная будет управляться из единого центра из Киева, что трудно представить и объяснить. Какую "скорую" вызывать для себя — тоже непонятно.
За деньги можно будет лечиться?
— Тут тоже не все просто. У нас же нет страховой медицины. Даже если вы насобирали денег на лечение, будет трудно найти врача, потому что их будет мало.
Почему власть не ведет широкого обсуждения медицинской реформы?
— Какое обсуждение, когда все видят, что делается на ухудшение ситуации? Если человеку плохо, трудно убедить его в противоположном. При всех талантах нашей власти.
Комментарии
3