пятница, 11 ноября 2011 07:30

"Люди без собственной истории остаются детьми"

Автор: фото: Андрей Шматов
 

- Никакие внешние формы не играют решающей роли. Можно быстро разрушить памятники, переименовать улицы. Но это ничего не изменит. В Литве и сегодня люди говорят, что при советской власти было не так уж и плохо. Культура потребления, пришедшая к нам с Запада, не дала возможности спокойно разобраться с прошлым, построить новую базу ценностей, - говорит депутат литовского сейма, историк Далия Куодите, 49 лет. Она возглавляла комиссию по люстрации 2005-2007 годов.

Люстрация может привести к власти лучших людей?

- В начале работы комиссию упрекали, что работаем только с мелкой рыбой и не трогаем людей с руководящих должностей. Но мы доказывали только то, что могли. Даже если рыба мелкая, все равно она была винтиком системы. А любой человечек "стучал" на своего соседа, который получал письма из Америки от брата. Если есть возможность хоть это очистить - уже хорошо.

Закон о люстрации приняли в 1999-ом. Через полгода те, кто сотрудничал с КГБ, могли прийти и признаться в этом. Тогда они могли остаться на своих должностях. Их дела засекречивали. Но снимали с них гриф, если люди хотели занять государственные должности. Тот, кто не признался в сотрудничестве, должен оставить кресло.

Комиссия определяла, кто был сотрудником, сексотом. Материала не хватало, потому что большинство дел из архива литовского КГБ вывезли россияне.

Литва добивалась у Москвы раскрытия архивов?

- На 1990-й в архиве литовского КГБ было 35 тысяч личных дел сексотов. Из них 25 тысяч "перспективных" дел младших сексотов, которые могут сейчас занимать какие-то должности, забрали в Москву. Конечно, никто нам этих дел уже не выдаст.

Все литовские архивы сейчас открыты. Каждый может прийти и свободно отыскать дела своих родственников и людей, с ними связанных. Есть только два исключения. Первое - когда жертва письменно просит, чтобы ее дело закрыли до самой смерти. Или если сексоты во всем сознались. Других причин засекречивать дело нет.

Кто сопротивлялся реабилитации литовских повстанцев времен Второй мировой войны?

- Нет, у нас даже слова такого не употребляют - реабилитированный. Закон 1991 года восстановил повстанцев в правах. Люди шли в прокуратуру и брали справку. Единственное, что проверяли, не совершили ли повстанцы военных преступлений. Но таких уцелели единицы, большинство расстреляли в 1948-м.

Участники литовского сопротивления признаны участниками военных действий?

- У нас их называют "воинами-добровольцами". А люди, которые им помогали, имеют статус "участников борьбы за свободу". Они получают надбавки к пенсии: добровольцы - 700 литов (около 2200 грн. - "ГПУ"), участники - 200.

Выселенцы получают статус "жертв оккупационного режима". Участники гитлеровского батальона "Каунас", литовские полицаи в составе немецкой администрации не имеют никакого статуса.

У ветеранов советской армии какой статус?

- Их называют "воинами антифашистского движения", пенсии приравнены к выплатам добровольцам. Может, им платит еще и Россия, но нам это не известно.

Сейчас продолжаются несколько дел сотрудников НКВД или КГБ, совершивших преступления во время или после войны. До сих пор не создали специальные суды. Потому обычные суды одинаково рассматривают дела о вчерашнем бытовом убийстве и преступлении 50 лет назад. А это специфические дела. Когда судят кагэбиста, надо доказать, что это его оружие, его пуля, у него было желание убить. Но иногда это почти невозможно.

Независимые страны Балтии достигли больших успехов, потому что меньше времени были в составе СССР?

- Хорошо, что мы всего 50 лет были под оккупацией. Независимыми стали тогда, когда еще были живы повстанцы, кто отбыл ссылку. Они помнили период независимости в СССР. Если бы прожили еще 20 лет в тоталитарном режиме, связь с прошлым потерялась бы.

То, что у вас сегодня происходит - это насморк. Вам просто нужно пройти лечение - тяжелые дискуссии о национальной памяти. Тогда осознаете, что еще можно сделать, а что - уже нет.

Наше общество до сих пор лечится. Наружу вылезают патриархальные взгляды, смешанные с советской ментальностью. Например, "права человека" в Литве почти ругательство. Какие там права меньшинств, сексуальных или не сексуальных? Нет, Литва - для литовцев, крепкая семья, брак перед алтарем и подобное. 10 лет назад такого столкновения консерватизма и совка не было заметно, а теперь - очень. С ним не нужно бороться. Надо осознать, что такой традиционализм - наша сущность.

Если забыть о прошлых событиях, удастся модернизировать страну?

- Это примитивный подход. Люди без собственной истории остаются детьми. А дети делают ошибки одну за другой, они не поняли, что промахиваются. Пока народ не осознает, во что его превратили в советские времена, никакая модернизация невозможна. Экономику модернизировать можно, но изменить общество - нет.

Сейчас вы читаете новость «"Люди без собственной истории остаются детьми"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть