Писатель и публицист Николай Рябчук, 52 года, говорит, что ресурс Ющенко еще не исчерпался, "донецкие" осознали ненужность авторитаризма, и сравнивает Украину с Америкой XIX века.
Вся эта нынешняя нестабильность, неуверенность и грызня значит, что европейская Украина опять откладывается?
— Да. И независимо от того, какой будет коалиция. Маятник пошел в другую сторону. После революции казалось, что мы сможем прыгнуть на европейский уровень, как Польша или балтийские страны. Но теперь нужно признать: этого не случилось. Поэтому пойдем по еще одному кругу, хотя и будет он на высшем уровне. Как в спирали.
Есть такая шутка: Ющенко — это "Кравчук-лайт". То есть "легкий" — как в папиросах. Наверное, преемником Ющенко будет какой-то "Кучма-лайт". Кто-то с авторитарными замашками, но не масштаба Данииловича. Мы сейчас колеблемся от хаотического либерализма до авторитаризма. Потом будут "Кравчук-суперлайт" и "Кучма-суперлайт". В конечном итоге, выйдем из этих колебаний между либерализмом и авторитаризмом и начнем колебаться в нормальной европейской плоскости: между либерализмом, консерватизмом и социал-демократией.
На Ющенко достаточно долго надеялись как на человека, способного быстро и радикально трансформировать страну. Теперь надо ждать следующего мессию?
— Ресурс Ющенко еще не исчерпался. Вдруг он еще научится слушать людей, не будет окружать себя посредственностью.
Но дело не только в Ющенко, есть проблема поколений. Нынешнее — комсомольское. Оно не может быть лучше, чем есть. Эти люди формировались в определенных условиях и среде. Должна прийти новая генерация, выученная не очень в гарвардах и кембриджах, а хотя бы в Могилянке. То есть это должны быть люди без марксизма-ленинизма, привычек договариваться под столом. Люди с определенным правовым сознанием.
Украина все равно относится к Европе. В 1991 году она сорвалась с советской цепи и катится в Европу, как большая пуля. Некоторые политические силы пытаются затормозить, какие-то — ускорить ее движение. Но пуля все равно туда прилетит.
С "донецкими" в том числе?
— Конечно. Движение в Европу — это вопрос не политический, а здравого смысла. И те же "донецкие" рано или поздно это поймут.
В своем нынешнем вырывании должностей украинские политики очень отличаются от европейских?
— Для политиков хотеть должностей естественно. Но, выигрывая какие-то там должности, наши намного больше проигрывают в общественном мнении. Пока еще они этого не поняли. Это такое себе сочетание советской тупости с украинским жлобством.
Но они избавятся от этого. В конечном итоге, впервые в жизни вот так договариваются. Еще и перед телекамерами, с комментариями. Раньше этого не было. Папа собрал, дал одному-второму в морду, сказал — вот такая будет "коалиция". — Или – такой премьер.
А Кучма начинался якобы с мелочей
Беда наших политиковвдругом. Они поняли, что демократия это хорошо — нравится на Западе, вводит их в европейские салоны. Даже "донецкие" осознали: авторитаризм не годится, потому что перекрывает путь к порядочному обществу. Но политики не поняли, что демократия является производной от правового государства. Ющенко и новая политическая элита достаточно порядочные люди, чтобы не пытаться подвесить за яйца судью — как Леонид Даниилович в свое время хотел. Но они еще не поняли: если не будет правового государства, то наши постсоветские судьи сами их подвесят.
Сейчас у нас драматичная ситуация. Старые методы шантажистского кучмовского государства, налоговый террор и другое уже не действуют. А новые правовые методы не действуют еще.
Достаточно ли развита наша демократия для того, чтобы оградить страну от отката назад в случае прихода к власти Партии регионов?
— Угроза есть. "Донецкие" привыкли решать проблемы специфическими методами, и избавиться от этой привычки им будет тяжело. Сколько Васе не говори, чтобы не ковырялся в носу — он все равно будет ковыряться.
Впрочем, они уже пытаются себя контролировать. Можно судить хотя бы из того, как и что говорят.
Янукович уже ветеранов не посылает на три буквы, как когда-то в Коростене...
— Безусловно. Видно, что с ним работают американские политтехнологи, а не российские. Кроме того, "донецкие" чувствуют изменения в обществе. Да и независимая пресса есть. Потому я не думаю, что возможен откат назад. Хотя надо быть наготове. А Кучма начинался якобы с мелочей. Не было же так, чтобы всем сразу в морду дали. Свободы обрезались потихоньку, а общество глотало и глотало.
С Тимошенко-премьером такая опасность есть?
— От нее можно многого ожидать. Но она выиграла выборы среди "оранжевых". Так что незачем крутить. Большой ошибкой президента и его соратников было то, что они заварили эту волокиту. Нужно было сразу поздравить Юлию Владимировну и дать ей карт-бланш. Пусть покажет, что она может и умеет. Я, например, в том неуверен. Но в любом случае — мы и худшие времена переживали.
То, что сейчас происходит между востоком и западом страны, — это деление или раскол?
— Раздел, который пытаются и могут превратить в раскол. Это разграничение цивилизаций — между советской и несоветской, или же европейской Украиной. Простым компромиссом здесь дело не решишь.
Кучма манипулировал этой проблемой, играл роль "миротворца", а фактически ее подпитывал. Однако решать придется. Украина не может быть одновременно советской и антисоветской. Не может быть чего-то среднего между этим. И аргумент "ребята, давайте жить дружно" не подходит. Так же, как говорить — не трогаем эту проблему, потому что будет раскол и гражданская война.
В XIX веке Америка делилась на либерально-демократический север и рабовладельческий юг. Им тоже тогда нужно было бояться раскола и гражданской войны и мириться с рабовладением?
Говорят, что коалиция "Нашей Украины" с Партией регионов как раз и помогла бы это деление ликвидировать.
— В этом случае стирались бы определенные моральные ценности, граница между добром и злом, честностью и бесчестием. Я не против примирения с "донецкими" и Януковичем. Но они должны признать фальсификацию президентских выборов, Мукачево и другое. Пусть скажут: нас проклятый Кучма или Медведчук не туда завели. Или что-то другое. Вместо этого нас убеждают — за Партией регионов тоже стоят миллионы украинцев, наши люди. Но люди здесь ни к чему. За Гитлера когда-то тоже голосовали миллионы — так что, нужно простить и нацистов?
Для примирения "донецкие" должны признать свою вину. А если делать вид, что ничего не случилось — тогда лучше воевать.
Комментарии