"После выступления в детсаду мне выломали домашний почтовый ящик. Это настращало. Но это и есть их сила — наш страх, — говорит Ирина Фарион, 45 лет. Она доцент кафедры украинского языка Львовской политехники, депутат облсовета от "Свободы".
В конце февраля Ирина Дмитриевна давала урок украинского во львовском детсаду N67. Учила детей правильно произносить свои имена. Обрусевшие при всем народе перекручивала и высмеивала. Любительскую видеозапись урока разместили в Интернете. За месяц ее посмотрели больше 100 тыс. раз.
— Эта грязь, которую на меня вылили потому, сделала меня сильнее, — говорит Ирина Фарион. — Я же не приехала ни в Россию, ни в Польшу, чтобы общаться с чужими детьми. Говорила с украинскими детками на родной земле. В том видео каждый увидел свой уровень культуры. Значит, я попала в самое яблочко.
Разве педагогически насмехаться над детьми перед их ровесниками?
— Мне закидывают, что выступление в садике было очень радикальное. А можно ли радикально любить своего мужа или маму? Такие радикалы и движут мир. Если бы Тарас Шевченко не был одержим украинскими идеями, то мы сегодня не имели бы его портретов в каждом доме. Так и я хочу, чтобы наши дети были Михайликами, Степанками, Галинками, а не Степами и Галками.
Вам закидывают, что у вашей дочери неукраинское имя — Жанна.
— Чем абсурднее ложь, тем быстрее в нее верят люди. В действительности мою дочь зовут София.
Нардеп-"регионал" Колесниченко обращался в прокуратуру, чтобы привлекла вас к ответственности за издевательство над детьми. Чем закончилось это дело?
— Меня вызвали в прокуратуру. Я могла не идти, но пошла с адвокатом. Рассказала им, что делала в детском садике. Знаю, что эти видеозаписи направлены на экспертизу. Колесниченко оказывает давление на прокуратуру. Позволяет себе при всем народе заявлять, что приехал, только, чтобы поговорить с прокурором о Фарион. Это наступление на людей, которые мыслят иначе.
Ему нужен хороший репетитор
Насколько опасен приход к власти политиков, которые совсем не знают украинского?
— Предыдущая власть тоже ничего не сделала для утверждения нашего языка. Президенту Ющенко нужно было в Донецке, Харькове, Луганске открыть одну хорошую украинскую газету, один украинский книжный магазин, одну ФМ-станцию. Это были бы центры украи нства в тех краях. Они бы пустили волны. Но Ющенко не сделал ничего. Потому существенной разницы между теми, которые сейчас у власти, и теми, кто был до них, не вижу.
Поставьте оценку по языку э кс-премье ру Юлии Тимошенко и действующему премьеру Николаю Азарову.
— Юлия Владимировна хорошо выучила язык на лексическом уровне. Но на синтаксическом она абсолютно неукраинская, потому что Тимошенко мыслит по-русски. У нее неукраинская фонетика. Относительно Азарова: то, что он держит карточку в руках и читает на украинском, хорошо. Я категорически не воспринимаю их идеологию, но если давать Азарову объективную оценку, то он сделал первый позитивный шаг. Ему нужен хороший репетитор, чтоб ставил ему устную речь.
Вот у " реги оналки" Анны Герман хороший украинский. Но ее речь у меня вызывает отвращение. Она говорит одно, думает другое, а делает вообще что-то третье.
Заместитель губернатора области Степан Лукашик и мэр Львова Андрей Садовый разговаривали по-русски с вице-премьером Борисом Колесниковым. Насколько это оправдано?
— Лукашик и Садовый — это те, кого Франко называл галицкими хрунями. Ими полна Галичина. И именно они, а не Колесников, - самая большая угроза для Украины.
Как защищать языки нацменьшинств?
— Если что-то и нуждается в защите, то это украинский язык. Чтобы предоставить русскому статусу государственного, нужно конституционное большинство — 300 плюс один голос. Это невозможно. Но если они не могут пройти через двери, то начинают это тянуть через окно. Хотят предоставить полномочия областным советам. Не дай Бог, если в апреле они поставят этот вопрос на повестку дня. Мы свезем людей в Киев.
Комментарии
37