Земельный суд Мюнхена 12 мая приговорил 91-летнего уроженца Украины Джона (Ивана) Демьянюка к пяти годам тюрьмы.
Приговор вступит в силу по рассмотрении апелляции судом высшей инстанции. Демьянюка признали виновным в пособничестве убийству 27 тыс. 900 заключенных-евреев концлагеря Собибор в Польше.
Процесс длился с конца ноября 2009-го. От последнего слова подсудимый отказался. Раньше он заявлял, что как пленный в 1942-м стал жертвой нацистов, потому что его использовали против воли.
После войны Иван Демьянюк перебрался в США. В 1986-м его выдали Израилю, где приговорили к пожизненному заключению за убийство евреев в концлагере Треблинка. Верховный суд Израиля аннулировал этот приговор.
Последнее решение относительно Ивана Демьянюка неубедительно, считает доктор исторических наук Ярослав Грицак, 51 год:
— Это политическая манипуляция, которую даже не скрывали. Демьянюк был виновен не в том, в чем его обвинили. Суд не определил, насколько добровольным или вынужденным было его участие в уничтожении евреев. Большинство пленных солдат и офицеров Красной армии не могли выжить, если не соглашались на какую-то работу в лагере. Судить их за то, что они выполняли работу, которая давала им жизнь, — тяжело и морально, и юридически. Израильский суд помиловал Демьянюка из-за нехватки достоверных доказательств.
Это один из случаев, когда нарушена презумпция невиновности, потому что нет доказательств вины обвиняемого.
Кто был заинтересован в этом процессе и таком приговоре?
— Определенные немецкие политические силы. Поэтому этот процесс вызывал здоровый скепсис в немецком обществе и на Западе — среди журналистов и политиков.
В Германии Холокост является центром исторической памяти. И каждая политическая сила, которая играет на этой теме, собирает дивиденды. Возможно, это последний процесс, связанный с Холокостом, потому что то поколение уже уходит. Поэтому постарались воспользоваться этим случаем.
Полтора года назад в газете "Ди Цайт" была большая статья о политических манипуляциях, связанных с процессом Демьянюка. Скорее всего, осужденный не был тем лагерным палачом, которого прозвали Иваном Грозным.
Основным доказательством на суде было эссэсовское удостоверение охранника, но адвокат Ульрих Буш настаивал, что это фальшивка.
— Да, это старый аргумент, который шел еще с предыдущего процесса Демьянюка. Интересная дискуссия была в польской "Газете выборчей". Оказалось, что в польском селе, расположенном возле концлагеря, до сих пор есть свидетели тех событий. Они могли бы точно сказать, является ли обвиняемый Грозным. Потому что Демьянюк общался с ними и даже встречался с одной полькой, она еще жива. Этих людей не пригласили в суд свидетелями, хотя они настаивали на этом.
Пять лет по таким обвинениям — это обоснованный срок?
— Если бы вину доказали — приговорили бы к пожизненному заключению. Поэтому назначили символическое наказание. Этим самым судьи признали надуманность этого процесса. Если бы были веские доказательства, то это дело не сходило быс первых колонок газет. А в действительности суд проходил довольно вяло, им мало интересовалась пресса как на Западе, так и на Востоке. Это смахивало на какой-то заговор: чтобы процесс вроде и был, но не имел центрального значения.
Комментарии
2