пятница, 20 января 2006 13:19

"Хороший революционер не всегда может быть хорошим политиком"

 

Посол Германии Дитмар Штюдеманн, 64 года, не советует сравнивать Ющенко и Януковича с Меркель и Шредером и считает, что с наследием предыдущей власти так быстро справиться невозможно.

Во время визового скандала весной этого года в своем выступлении в Бундестаге вы сказали: сотни тысяч людей, приезжавших в Германию, вернулись в Украину и сделали оранжевую революцию. Что вы имели в виду?

- Оранжевая революция в Украине не могла произойти без перемен в сознании людей. А такие изменения не появляются на пустом месте. Среди прочего, свою роль играет непосредственное знакомство с демократическими странами, такими как Германия. По возвращении многие хотят, чтобы и в его стране были такие же демократия и благосостояние. Подобные посещения способствуют формированию гражданского общества.

Весной то, что Германия якобы слишком широко открыла для украинцев двери, активно критиковала оппозиция. Сейчас она – власть. Не приведет ли это к каким-то визовым ограничениям?

- У визового скандала много аспектов. Внутренняя дискуссия относительно того, насколько следует открывать страну для иностранцев, наложилась на предвыборную ситуацию. Конечно, свою роль сыграли и отдельные политики.

Что касается ограничений, то, конечно, есть категории украинцев, которых мы не хотели бы видеть в Германии. Их сравнительно мало. Это те, кто приезжает к нам нелегально, наносит вред нашей экономической и социальной системе. Конечно, мы не хотим видеть у себя украинский криминалитет.

Вы можете сказать, какой процент украинских визитеров являются такими нежелательными гостями?

- Трудно сказать. Тех, кого мы выявляем и возвращаем в Украину, немного. Но многим удается остаться в Германии.

Прошлогодняя оранжевая революция воспринималась как проявление европейскости украинцев. Есть ли что-то европейское в том, что произошло впоследствии, - в скандалах, расколе команды власти?

- В первую очередь скажу, что не все хорошо и в Германии. Но нужно смотреть на специфику каждого государства. Новой украинской власти досталось довольно сложное наследие. В обозримой перспективе она с нем не справится.

Есть категории украинцев, которых мы не хотели бы видеть в Германии

Нужно также понимать, что хороший революционер не всегда может быть хорошим политиком. Процессы, состоявшиеся недавно в Украине, доказали: у власти не было взвешенной программы, которая вела бы к стабильному развитию.

Но есть и определенные позитивы. Средства массовой информации уже стали в Украине контролирующей инстанцией. Очень важно, что "Криворожсталь" была продана прозрачно. Среди прочего, это посодействовало тому, что у украинцев исчез страх перед продажей больших предприятий западным инвесторам. Так как слишком долго украинское общество пугали "распродажей Родины".

Относительно европейскости, то здесь Украине еще есть над чем поработать. Например, над всеобъемлющей прозрачностью в политике. Важно, чтобы и в ней придерживались принципов нравственности.

Многие сравнивали подписание меморандума между Ющенко и Януковичем с договоренностями между ярыми оппонентами в Германии: социал-демократами и христианскими демократами. Это сравнение корректно?

- Однозначно нет. У нас партии, образовавшие коалицию, имеют широкую всенародную поддержку. Этот их шаг продиктован выполнением воли избирателей и был прозрачным. Вряд ли это можно сказать о подписании меморандума между Ющенко и Януковичем. Очевидно, это был какой-то сугубо тактический ход. В целом, межпартийные отношения в Украине производят впечатление, что по большей части речь идет об удовлетворении специфических интересов партий, а не интересов избирателей. В случае с меморандумом люди, приведшие к власти нынешнее руководство, вправе спросить, как это могло произойти?

А если политические силы Ющенко и Януковича будут блокироваться после будущих парламентских выборов - как это будет восприниматься европейскими государствами?

- Конечно, в процессе выборов и после них могут возникать разные тактические рассуждения. Решение будет исключительно за Ющенко. Но существует определенная грань. Подойдя к ней, нужно решать - в чем заключается стратегическая цель власти? И четко объяснить, как тот или иной шаг будет обеспечивать демократическое развитие государства, его европейский выбор.

По большей части речь идет об интересах партий, а не избирателей

В 2001 году в одном из интервью вы сказали: премьер Ющенко является для нас гарантом политики реформ. Что бы вы сказалисейчас?

- Как тогда, так и сейчас я считаю Ющенко гарантом демократического развития Украины, ее европейского будущего. Конечно, ему сегодня очень трудно отвечать всем требованиям.

Допускаете ли вы, что в сегодняшней Украине может произойти такое, как когда-то с вами при Кучме: подконтрольная украинской власти общественная организация требовала объявить посла Германии нежелательной персоной?

- Нет, такого опасения у меня нет. А что касается той истории, то даже в недемократических условиях организаторы не достигли своей цели. Сегодня же я убежден: и друзья, и оппоненты уже поняли - все мои высказывания и поступки диктуются симпатиями к Украине.

Сейчас вы читаете новость «"Хороший революционер не всегда может быть хорошим политиком"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть