Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, 31 год, считает вооруженные конфликты на территории бывшего СССР невозможными.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна может освободить свои территории в Нагорном Карабахе военным путем. Насколько серьезно это заявление?
— Подобные заявления со стороны Азербайджана звучат не впервые. Это - специфика внешней политики страны относительно проблемы Карабаха. Периодически президент или кто-то из руководства республики прибегают к таким угрозам. Однако сегодня азербайджанская армия ускоренно модернизируется. Закупают новые виды вооружения, повышают боевую готовность войск. Потому есть основания волноваться. Эти милитаристские настроения находят отзыв в обществе. Азербайджан уверен в своих силах. При благоприятной политической конъюнктуре эти угрозы могут стать реальностью. Страна способна провести военную операцию в Карабахе. Но последствия этого невозможно прогнозировать.
В то же время президент Молдовы Владимир Воронин высказался за постепенное мирное решение конфликта в Приднестровье и предложил обеим сторонам разоружиться...
— Идею демилитаризации Приднестровского региона Воронин провозглашал и раньше. В свое время она стала основой плана Ющенко по урегулированию конфликта между Кишиневом и Тирасполем. Но для взаимного разоружения нужно взаимное доверие. А его нет. Виновата в этом Молдова, которая прибегала к дискриминационным экономическим мерам по отношению к Приднестровью.
Может ли Украина влиять, быть миротворцем в тех регионах?
— Приднестровье — возле наших границ, и ситуация в нем непосредственно задевает национальную безопасность Украины. Потому Киев должен вести наступательную политику и быть активным игроком в приднестровском урегулировании.
Для взаимного разоружения нужно взаимное доверие
А кавказские конфликты лишь опосредствовано относятся к нашей нацбезопасности. Это связано с транспортировкой каспийских углеводородов в Украину. В Приднестровье мы имеем формальные и неформальные методы влияния на стороны конфликта. Если же очутимся на Кавказе как миротворцы, то будем "мальчиками для битья". Можем понести непоправимые потери, в том числе человеческие.
Потому в Приднестровье должны хотеть присутствия своих миротворцев, увеличения военного контингента. А на Кавказе мы ни коим образом не должны втягиваться в военные операции.
Станут ли впоследствии непризнанные на территории бывшего СССР республики суверенными государствами?
— В каждом из конфликтов - своя специфика. Скажем, в отличие от Абхазии, в Приднестровье существует сформированная политическая нация и управляемый государственный механизм, который выживает в условиях почти блокады. Перспективы этих непризнанных республик — только в рамках больших территориальных образований, новых форматов интеграции. Это может быть какой-то механизм ассоциируемого членства или сотрудничества с Европейским Союзом или Единым экономическим пространством. Тогда отпадет необходимость, скажем, объединять Молдову. Будет существовать Европа регионов, где будут и Молдова, и Приднестровье, и Румыния.
Возможны ли новые вооруженные конфликты на территории бывшего СССР?
Воюют за территории. Но в СНГ вероятность выдвижения территориальных претензий незначительна. Есть некоторые споры между азиатскими государствами — Узбекистаном и Киргизией, Казахстаном и Узбекистаном. Однако эти конфликты не превращаются в военные. Потому что не имеют ни национальной, ни этнической составляющей. На Кавказе ситуация немного иная. В целом, сейчас возможны только спецоперации в зонах, охваченных противостоянием. Однако о полномасштабных этнических, политических или военных конфликтах речь уже не идет.
Вероятность российско-украинского конфликта полностью исключать нельзя. Однако даже радикалы в обеих странах понимают, что это путь в никуда и никто этого не допустит.
Комментарии