Доктор биологических наук академик 82-летний Дмитрий Гродзинский работал в Чернобыльской зоне с первых дней после аварии, которая произошла 26 апреля 1986 года. Исследовал влияние радиоактивных веществ на окружающую среду. Группе научных работников тогда дали задание в сжатые сроки предусмотреть отдаленные последствия облучения.
— Сразу выяснили, что эффекты от радиации значительные, — говорит Дмитрий Михайлович. — У растений проявился чрезвычайный гигантизм или карликовость. Листья и иглы деревьев временами увеличивались в десятки раз. Иногда вырастали дополнительные иглы и ветвь становилась густая, как щетка. Характерно, что это не были чудовища, а гиганты правильного строения. То есть совсем новое образование с регулярной структурой. До этого считали, что радиация образует чудовища нерегулярного строения, а оказалось, клетки задают новую программу развития. То есть из существующей наследственной информации выбирают новую, необычную комбинацию. Через 25 лет после аварии наблюдаем рост заболеваемости среди людей, рождение больных детей у тех, кто был облучен.
Влияние радиации продолжается?
— Произошел распад радиоактивных веществ, поэтому влияние уменьшилось. Однако в лесах листья опадали, минерализировались, и радионуклиды двигались в почву. Они дошли до корневых систем. Из-за этого теперь в лесных растениях местами больше радиации, чем 1986-го. Черноземы удерживают радионуклиды, поэтому их поступление в растения замедлено. А болотные почвы их легко отдают. К сожалению, болотное Полесье теперь опасно. Самые радиоактивные - лесные грибы и ягоды. Опаснее не внешнее облучение, а потребление радиоактивной пищи.
Какие мероприятия тогда проводили в зонах загрязнение?
— Определили сорта пшеницы, которые накапливали меньше радиоактивности. В почвы вносили калийные удобрения, которые уменьшают концентрацию радиации. Коровам давали перицын, который связывает цезий и не трогает жизненно важный калий. Молоко и мясо становились намного чище. Но в Украине, вероятно, есть около 100 населенных пунктов, где превышен уровень радиоактивности. Там эти мероприятия нужно продолжать.
Говорят о йоде-131 с японской атомной станции "Фокусима-1". Насколько он опасен для украинцев?
— Авария в Японии дала выбросов меньше, чем 5 процентов чернобыльских. То, что достигло Украины, — крайне незначительная часть. Опасности нет.
При авариях выбрасывается много радиоактивного йода, который вызывает заболевание щитовидной железы. Противодействием является прием стабильного йода или обычного йода, которым мажут раны. Японцы сразу сделали эту профилактику, а мы после Чернобыля — нет. Это была большая ошибка. Мы до сих пор расплачиваемся за нее здоровьем. За время после аварии операции на щитовидке сделали более 7 тысячам детей из Украины, Беларуссии, России.
Почему не делали йодную профилактику?
— В верхах приказали делать все, чтобы не возникала паника. Считали: если будут говорить о профилактике, то люди что-то заподозрят и начнут убегать. Хотя йод был подготовлен. Мне директор одного химзавода говорил, что экспресс-методом подготовил солидные порции. Я написал в правительство письмо, что необходимо пустить в продажу йодированную соль. Меня поблагодарили, но не знаю, было ли это сделано.
От союзного правительства поступали странные вещи. Главный санитарный врач Александр Кондрусев послал циркуляр с цифрами допустимого уровня загрязнения пищи. Для сыра он устанавливался больше, чем уровень обработки радиоактивных материалов. Этот факт заставил меня поставить вопрос, о том, что в Украине должна быть собственную организацию по нормированию.
Тогдашняя власть советовалась с научными работниками?
— Все держали в строжайшей тайне. Спецотделы вызывали нас на ознакомление со списком вопросов, которые считали секретными. Меня крайне удивил факт, что после августа 1986-го мне дали письмо, где было написано: "истинная причина аварии". На тот момент правительство в Вене отчитывалось о причинах аварии МАГАТЕ (организация, которая занимается ядерной энергетикой. — "ГПУ"). Это подтверждало, что венский отчет не соответствовал действительности.
Страна была готовой к аварии?
— Нет. Даже надлежащего количества дозиметров не было. Где-то, возможно, в штабах гражданской обороны что-то лежало, да и там батарейки сели давно.
Государство сделало выводы после аварии?
— Все возвращается к тому, что было перед Чернобылем. Думаю, сейчас нет надлежащей системы контроля.
Есть такое грубое понятие — процент практически здоровых детей. До аварии у 80 процентов детей в Киеве не было хронических болезней. Теперь — у 15. Это абсолютно ненормально. Радиация является одной из причин уменьшения средней продолжительности жизни, огромной разницы между годами жизни женщин и мужчин
Радиация — это как лотерея. Но есть вещества, которые уменьшают вероятность заболевания. Нужно питаться овощами и фруктами, потому что там есть антиканцерогены и антиоксиданты. Потреблять молочные продукты, которые содержат необходимый кальций. Из-за роста цен люди стали меньше покупать эти продукты. С увеличением заболеваемости это тоже связано.
Сколько людей пострадали от аварии на АЭС?
— В этом вопросе много спекуляций и политики. Украина называет 300 тысяч людей. МАГАТЕ в 2005-м дала цифру — 4 тысячи. Европарламент не поверил в это, создал группу независимых экспертов, которые назвали 30–60 тысяч. После 10-й годовщины аварии МАГАТЕ считала, что никто, кроме оленей в Норвегии, не пострадал. Тогда даже наши сторонники ядерной энергетики смутились.
201
Столько миллиардов долларов составили экономические потери Украины от аварии на Чернобыльской атомной станции с начало 2010-го. Эксперт Программы развития ООН 69-летний Ежи Осятинский посчитал стоимость утраченных для экономики сельскохозяйственных угодий, водных и лесных ресурсов, расходы на ликвидацию последствий взрыва и социальное обеспечение пострадавших. В сумму также включили убытки, нанесенные мораторием на строительство новых атомных энергоблоков.
Комментарии
7