понедельник, 18 августа 2008 18:46

Российский капитан не считает грузин врагами

Автор: фото: Юрий ЛУКАНОВ
  Российский солдат обедает ”сухим пайком”. Окраины города Гори 17 августа 2008 года
Российский солдат обедает ”сухим пайком”. Окраины города Гори 17 августа 2008 года

На обочине дороги между столицей Грузии — Тбилиси и городом Гори из-за куста виднеется сожженная боевая машина пехоты. Ее пушка повернута в сторону и направлена в небо. Двери на задних выходах, предназначенных для десантирования пехотинцев, сорваны. Сквозь отверстия видно выжженное нутро, покрытое серой золой. Воображение мгновенно рисует кровавый бой, закончившийся смертью всех, кто был в этой БМП. Она без признаков принадлежности к какой-то из армий. Поскольку у грузин, как и у россиян, большая часть вооружения осталась от бывшего Советского Союза, то можно предположить все что угодно.

- Здесь были бои? — спрашиваю у трех гражданских грузин, появившихся на дороге метрах в ста от испорченной машины.

— Здесь россияне стояли, — объясняет один из них, — Они вчера подожгли свою собственную машину. Наверное, испортилась, и они не хотели оставлять ее врагу.

Накануне российские военные заявили, что выводят войска и открывают доступ к Гори. Ряд машин с журналистами пристроились за грузовиком с гуманитарной помощью, двигавшемся в направлении города. Проходим блокпост возле села Игоети, где российские военные даже документы особо не проверяют. Следуем в Гори с надеждой разобраться, что же там в происходило на самом деле. Ведь слухи ходили самые разные. Говорили о грабежах, мародерствах, изнасилованиях женщин российскими военными, добровольческими казацкими отрядами и какими-то бандформированиями. Но возле села Орджосани, в 20 км от Гори, появляется другой блокпост — с несколькими танками. Высокий мужчина в камуфляже, из-под которого виднеется футболка, пропускает грузовик с гуманитарной помощью, а журналистам приказывает ехать назад. На настойчивые вопросы объясняет, что в Гори возвращается военная техника. То есть заявление россиян, что они оставляют оккупированный город, оказалось неправдой. Возвращаемся обратно в столицу.

На блокпосте около села Игоети в этот раз решают проверить багажники автомобилей.

Ты откуда? — спрашиваю солдата в каске с азиатской внешностью. Он стоит, облокотившись на ручной пулемет.

— Из Китая, — улыбается он и добавляет с ироническим пафосом: — Пришел защищать братский осетинский народ от захватчиков.

А если серьезно — откуда?

— Из Калмыкии.

Много стрелял? Подстрелил кого-то?

Он отводит глаза в сторону:

— Не видел. Мы в основном защищались. Наших убили.

Другой представляется майором Славой, родом из Кирова. Узнав, что журналисты из Украины, вспоминает свой прошлогодний отдых в Судаке.

И как? Понравилось в Крыму?

— Ничего. Но мы сели как-то с ребенком на скамью, а там выскочил какой-то и начал кричать, что это его лавочка.

А почему кричать начал?

— Потому что и там россиян не любят, — отвечает майор.

В Крыму не любят?

— Да, в Крыму. А еще у вас там бандеровцы есть...

Россиян не любят и в Крыму

Командир роты 25-летний капитан отказывается назвать свою фамилию, но соглашается показать, как питаются его подчиненные. Солдаты раскладывают на столе пищу и демонстрируют сухой паек — пластиковый пакет с бумажной вкладкой, на которой написано: "9 Мая. Этот день победы!". Как сувениры дарят армейские хлебцы, яблочное повидло, спички в водонепроницаемых пакетах и паштет с чесноком. На крышке паштета нарисованы моряк, танкист и пехотинец. Они улыбаются и протягивают руки с оттопыренными вверх большими пальцами. На крышке написано: "Поел — и порядок!".

В Грузию полк пришел из Чечни.

А как вы относитесь к врагу? Как грузины воевали? Хорошо или плохо? — спрашиваю у капитана.

— Грузины мне не враги, — отвечает он сдержанно, — они мне ничего плохого не сделали.

Вы же стреляли в них.

— Мы выполняли приказ.

Возле часовых на блокпосте появляются трое местных. Они о чем-то переговариваются с солдатами. 35-летний Звиад Хачирашвили рассказывает, что они живут в селе Игуети. Он работал на местном бетонном заводе, разбомбленном россиянами. Думает, как будет выживать.

А почкму сюда пришли? Здесь же ваши враги, захватчики.

Звиад подходит к майору Славе, обнимает его и говорит, что это — простые люди, они ему друзья, а враждуют начальники, генералы, президенты. Майор Слава охотно обнимается с грузинским крестьянином.

Когда садимся в машину, Звиад подходит со своим приятелем 26-летним Шотой Папиашвили и приглашают пообедать. Мы благодарим, но нужно спешить: необходимо успеть к железнодорожному мосту, связывающему две части Грузии и накануне взорванному россиянами. Они выполняли приказ.

Сейчас вы читаете новость «Российский капитан не считает грузин врагами». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть