Утром 4 октября на территории бывшего сахарного завода в городе Гнивань слышно неприятный запах сероводорода. Прохожие заслоняют носы платочками. В окрестных домах закрыты окна.
— Недавно купили здесь дом, — рассказывает местная 30-летняя Наталия Гуменюк. — Нас заверяли, что отстойники бывшего сахарозавода не воняют. 10 лет прошло, как завод стоит закрытый. Их слышно, когда гроза или ветер дует со стороны завода, но настоящий аромат мы почувствовали осенью. От этого запаха страшно болит голова, тошнит. Не спасают даже металлопластиковые окна.
Сестра посоветовала Наталье расставить на подоконниках сухие букеты с лавандой.
— Не помогает. Лишь немножко вбирается запах, когда повесить на окно влажную тряпку, намоченную в уксусе с водой, — добавляет.
Из пяти отстойников с водой остался один — она там стоит 10 лет. Остальные высохли.
— Вопрос отстойников нужно решать, когда закрывается завод, — говорит 54-летний Петр Полищук, начальник отдела экоконтроля областного управления экологии. — Отходы, которые перегнили и выпали на дно, нужно вывозить машинами на поля. Раньше это делали, теперь до тех отстойников никому нет дела. Сейчас в области их 40. Большинство из них пересохли. Современные заводы работают по другим технологиям и используют воду повторно. Им нужен лишь один отстойник.
Запах появляется из-за перепадов температуры.
— Днем тепло, а ночью — приморозок, вот и все, что там гнило годами, поднимается на поверхность, — продолжает Полищук. — Есть отстойники, которые вообще не пересыхают. Из-за того, что грунтовых воды близко возле поверхности. Такая проблема возникла в Гнивани. Отстойники расположены возле реки Южный Буг.
В 3 км от села Балки Барского района есть отстойники Барских сахаро- и спиртзавода.
— Часть села, что ближе к реке Ров, хорошо слышит те отстойники, — говорит 44-летняя Лариса Хитрук, землеустроитель Балковского сельсовета. — Стоит дождю пройти, запах оттуда, как будто канализацию почистили. Заводы при самой реке стоят, даже защитной полосы нет.
На высохших отстойниках жильцы прилегающих домов выращивают картофель, свеклу.
— Благодаря щелочным почвам собирают хорошие урожаи, потому что у нас преимущественно кислые почвы, — говорит 58-летний Владимир Сабайдаш, начальник "Барводоканала".
Людям, которые живут вблизи отстойников и страдают от запахов, советуют обращаться с коллективными заявлениями в городской совет, санстанции и экоинспекции. Сероводород, который выделяется во время гниения, вреден для здоровья. Серьезно страдают органы дыхания.
— С жалобами на неприятный запах к нам никто не обращался, — говорит Владимир Кулешов, гниванский городской голова. — Местные используют отстойники как канализацию. Туда стекает вода из окрестных домов. Но для того, чтобы засыпать его, нужны большие средства. А их нет.















Комментарии