— в 2017-ом на новое питание перешли 23 воинские части — это почти 17 тыс. военных. В этом году в октябре — еще 50 частей. Реформу на себе чувствуют уже почти 60 тыс. человек. А это около половины военных, которые имеют право на армейское питание. Рассчитываю, что в 2020 году мы распространим изменения на всю армию, — рассказывает 39-летняя Диана Петреня, руководитель Проектного офиса реформ Министерства обороны.
Какой процент боевых частей привлечены к новой системе питания?
— В 2017-м — 19 небоевых — полигоны, учебные заведения и 4 боевые части. Это 79-я десантно-штурмовая бригада, 19-я отдельная ракетная, 3-й и 8-й отдельные полки спецназа. Здесь своя специфика. Одно дело, когда машина с продуктами не доедет до университета. Другая - когда до линии соприкосновения. Мы старались не подставить наших ребят на передовой и не навредить им.
В конце этого года успешно запустили еще 50 военных частей. Из них тыловых — не более 11. Остальные — боевые. Мы посмотрели, как это работало в прошлом году, какие были препятствия. Пока не "обкатаешь" процесс на месте, не поймешь специфику "местных" проблем.
50 частей запустили несмотря на саботаж сугубо технических компаний, которые блокировали нам торги, подавая жалобы в Антимонопольный комитет. Проблему решили только после встречи с президентом и председателем Антимонопольного комитета — жалобы после того начали рассматривать почти мгновенно.
В интернете ранее часто писали негативные комментарии о питании. С фотодоказательствами.
— Мы стараемся быстро реагировать на такое. Реформа до сих пор касается всего 73 частей.
Если отравились люди, это серьезный скандал. Их должны немедленно госпитализировать. Военным обязательно нужно писать рапорты. Медики со своей стороны тоже это сделают. Понимаю, что могу услышать: "Нас заклюют!" и "Этот рапорт ничего не сдвинет!". Однако без рапорта нам в ответ скажут: "Так тут же все хорошо!".
Также обязательно нужно обращаться на горячую линию Минобороны. В каждой столовой должен висеть плакат с номерами телефона. Это дает повод выслать комиссию из специалистов. И только после этого пишите в соцсети "Фейсбук" и таким образом привлекайте к ситуации внимание.
Выгодно ли будет для Украины перевести все воинские части на новое питание?
— Это будет, как условный "Артек", где широкий ассортимент продуктов и элементы шведского стола. Старая система, как в пионерлагере "Чайка", этого не позволяет.
Кроме того — разительная разница в качестве приготовления. Это важно, ведь те же макароны можно приготовить хорошо. А можно оставить кастрюлю на плите на 20 минут и получить клейстер.
В прошлом году стоимость питания была примерно такая же, как и при старой системе. В этом году она будет дороже старой на 10-15%. Но это деньги, которые обеспечат здоровье и позитивное моральное состояние бойцов.
"На передке" были вместе 79-я и 25-я бригады. Вторая питается по старой системе. Военнослужащие из нее приходили есть в 79-тку. Голосовали ногами. Вот вам и разница.
Когда бригада возвращается в пункт постоянной дислокации, военные продолжают питаться по новой системе?
— Да, конечно. На новое питание переходит само подразделение. И не имеет значения, где оно находится — в пункте постоянной дислокации, на полигоне или в зоне Операции объединенных сил. Когда 79-тка была на "передке", в Николаеве тоже оставались военнослужащие. Они питались по новой системе.
Раньше основную выгоду получали три компании, которые охватывали всю Украину. Выгодно ли предпринимателям участвовать в тендерах?
— Отныне компании должны лишь предоставлять в воинские части продукты. Мы покупаем возможность заказывать любые продукты из перечня почти из 400 позиций — это электронный "Каталог". Соответственно, компании нужно лишь сложить продукты в грузовик и привезти их к воротам воинской части. Начальник продовольственного обеспечения проверит качество и соответствующие сертификаты, и на этом все.
Выгодно ли это бизнесу? На этот момент семь предпринимателей обслуживают 23 части, которые были переведены в прошлом году. Значит, процесс приносит прибыль.
Наблюдаете ли конкуренцию между поставщиками?
— Да, фирм, которые могут осуществлять аутсорс (закупать продукты и готовить еду для солдат в частях. — ГПУ) гораздо меньше, чем способных просто продавать продукты. Именно поэтому на рынке появляется более-менее здоровая конкуренция.
Что может помешать распространению реформы до 2020-го на всю армию?
— Есть сомнения, внедрять ли эту систему с военными поварами на складах или в тыловых подразделениях с небольшим штатом. 6 поваров на 20 военнослужащих — это неправильно. Поэтому ищем варианты, как внедрить там экономное питание по каталогу.
Сейчас нужды Министерства обороны финансируют на 65%. Но расходы на питание — это обеспеченная статья, то есть они закрываются обязательно.
Как гарантируется качество продуктов?
— Мы теперь являемся администраторами всех процессов, от пункта "машина прибыла на КПП" до утилизации отходов. И это очень важно.
На каждом из этапов есть человек, который несет персональную ответственность. В старой системе это отсутствовало полностью.
Мы знаем все о наших поварах: где они учились, какое у них здоровье и как они готовят. Так же мы контролируем и обслуживающий персонал. Можем делать проверки. Имеем систему электронных складов, на которых видим остатки.
Реально возрождается продовольственная служба. Начпроды наконец могут возвращать назад плохие продукты поставщику, если качество вызывает сомнения. При системе аутсорсинга это невозможно.
Какой вы видите свою роль после 2020 года?
— Очень надеюсь на окончание войны. Тогда завершу работу в Минобороны.
Как волонтер занималась николаевскими десантниками
Диана Петреня родилась в Николаеве. Окончила местный аграрный университет. До войны работала в IT-сфере, была частным предпринимателем.
С весны 2014 года — волонтер фонда помощи стране "Крылья Феникса" в Николаеве. Персонально занималась 79 десантно-штурмовой бригадой, базирующейся в Николаеве.
В ноябре того же года присоединилась к "волонтерскому десанту" в Министерстве обороны как эксперт по реформированию питания армии.
С июня 2018-го — руководитель Проектного офиса реформ Минобороны.
Перечитывает "Чайка Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, любит утопии братьев Стругацких и антиутопии Харуки Мураками. Поклонница британских групп "Пинк Флойд", "Квин", "Мьюз".
Военные не могли вмешиваться в меню
В старой системе питания армии военные кухни обслуживали частные фирмы. Они самостоятельно закупали продукты и готовили из них еду для бойцов.
Новая система — питание по каталогу. Продукты в государственную систему закупают через "Прозоро". Предприниматели только доставляют продукты в части. Далее их забирает продовольственная служба. Готовят военные повара, которые прошли специальные курсы.
Среди подразделений, которые самостоятельно готовят пищу, — 72-ая бригада имени Черных Запорожцев, 25-я воздушно-десантная, 36-я морской пехоты, 80-я десантно-штурмовая, 24 имени Короля Даниила, 169-й учебный центр "Десна" и другие подразделения.
Комментарии