- Кому чаю, кому водочки, вот хлеб, сало, весну будем встречать, - говорит 48-летний Виктор Токарь, профессор биологического факультета Харьковского национального университета им. Каразина.
2 февраля в 10.00 на биостанции вуза за селом Гайдары Змиевского района разжигают костер и вешают над ним большой казан. Празднуют День сурка.
- Будем варить кулеш, - говорит русской женщина в народном наряде. - Настоящий. С мясом.
Рядом накрывают столы.
- В прошлом году Токарский на сурках защитил уже докторскую диссертацию, - улыбается журналист пресс-клуба Людмила Доля, 44 года.
С холма спускаются три десятка журналистов.
- Я девятый год подряд езжу. С первого раза, как решили будить сурка. И все как впервые, - смеется фотограф Андрей Мариенко, 48 лет. - Все журналисты те ж. Та же избушка для пушистика. А у Токаря - шапка такая же. Только дочка Надя выросла - когда впервые приезжали, она была школьницей, а теперь - биофак заканчивает. Красавица-блондинка.
- Ну что же, одиннадцатый час, начинаем, - говорит Виктор Токарский и подходит к хатке, из трубы которой поднимается вверх дымок.
- В действительности сурка разбудили уже неделю назад, он зимовал в подвале в клетке с сеном. Уже накормили булкой с маслом. И держали это время у Токаря дома, - шепчет по-русски студент-биолог Владимир Максимов, 19 лет. - А сегодня утром сюда засунули в хатку.
Все утихли, Виктор Токарский отворяет дверцы хатки. Берет оттуда сурка Тимку.
- Весна придет через шесть недель, - поднимает Тимку к своему уху. Прислушивается. - Но она будет прохладной. Извиняйте.
- У-у-у, - загудела толпа.
По поверью, весна будет ранней и теплой, если сурок не увидит свою тень. И наоборот, если День сурка солнечный и животное отбрасывает тень, значит зима будет длинной. В субботу было мрачно.
- А как именно вы узнаете, какая погода будет. Сегодня же пасмурно, и тени сурок не бросал. А по американским традициям это значит, что уже скоро весна, - спрашивает у Токарского Андрей Кравченко, 28 лет.
- Это секрет, - улыбается Токарский. - Главное, Тимка не ошибается. Он хотя и молодой и занимается прогнозами только третий год, но уже научился. Это погода может подкачать, а сурок - никогда.
После прогнозирования всем дали погладить Тимку.
- Только осторожно, он строптивый. Может и грызнуть, - держит зверька Надежда Токарская, 21 год. - Но если ему все нравится, он очень мягким может быть. Вот весной будем искать ему невесту.
В полдень Тимку понесли в погреб.
- Пусть закапывается в сено и спит еще до марта, - говорит по-русски биолог Владимир Ронкин, 43 года. - Вон видите, какой он толстый - на этом жирке он до весны и дотянет.













Комментарии