О проблемах коммунального хозяйства "ГПУ" рассказывает бывший мэр Бердянска Запорожской области Валерий Баранов, 52 года. В настоящее время — депутат Верховной Рады, заместитель главы парламентского комитета по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики.
Валерий Алексеевич, с кого спрашивать за коммунальные проблемы? С местной власти?
— Если бы проблема была в плохих мэрах, ее можно было бы быстро решить. Переизбрать их. Но приходят новые руководители, а ситуация не становится лучше. Настоящая причина в том, что жилищно-коммунальное хозяйство работает вне законов экономики. Оно не приносит прибыли — только убытки.
Разве это мешает дворникам и сантехникам выполнять свою работу? Они же зарплату от государства получают.
— Отвечу вопросом на вопрос: вы довольны работой своего жэка?
Нет.
— Так прекратите ему платить.
Как это?
— Когда я был городским головой Бердянска, то говорил: уважаемые жители, если вам не нравится работа коммунальщиков — перестаньте им платить. 38 процентов домов в городе отказались от услуг жэков. И оформили объединение совладельцев жилья.
Жэки со временем вымрут. Вместо них будут предприятия, которые станут предоставлять услуги на коммерческих условиях. Тогда владельцы квартир превратятся из потребителей в заказчиков. Будут контролировать выполнение контракта до последней запятой. Смогут выбирать объем коммунальных услуг. А значит, самостоятельно будут определять свою квартплату. Если люди захотят, чтобы им чай приносили в дом каждое утро, или чтобы духовой оркестр играл под окнами по субботам — найдется подрядчик, который эти пожелания выполнит. Только бы заказчики платили.
Кто тогда будет определять стоимость услуг?
— Все вопросы будут решать общие собрания совладельцев жилья. Стоимость будет определять рыночная ситуация. Скажем, в городе 100 подрядчиков, которые между собой конкурируют. Люди смогут выбрать того, кто хорошо подметает двор, ремонтирует трубы, следит за лифтами и берет недорого. Если фирма просит много, можно нанять на полставки сантехника, электрика, заключить соглашение с ли фтовиками. В любом случае совладельцы жилья сэкономят деньги. Сегодня на содержание жэков идет 57 копеек с каждого квадратного метра квартиры. Их лучше потратить на содержание дома, а не жилищной конторы.
Частники могут убирать двор, вывозить мусор, ремонтировать трубы. Но как быть с монополией жэка на отопление, водоснабжение, канализацию?
— Монополии не существует. Жэк не производит горячую воду. Он — посредник между жильцами и теплообеспечивающей организацией. Объединение совладельцев может напрямую заключить соглашение с тепловиками и водопроводчиками. Они обязаны доставить воду до запора в подвале дома.
Если жилищно-коммунальные хозяйства передадут частникам, насколько вырастет квартплата?
— Процентов на 30–40. Но все будет зависеть от набора услуг. Квартплата может остаться и без изменений. В Англии, где средняя зарплата три тысячи фунтов, гражданин платит тысячу фунтов за коммунальные услуги. Поэтому у британцев нет проблем с крышами, заборами, вывозом мусора. У них вовремя убирают снег. А мэры украинских городов не знают, где взять деньги на закупку снегоуборочных машин.
Но местная власть собирает налоги и должна обеспечивать потребности городской общины.
— Да, но нигде в мире территориальная община не содержит за свой счет частное жилье. К тому же Украина — чуть ли не единственное государство, где у городских советов нет собственной прибыльной базы. Почти все налоги и сборы идут в государственный бюджет. В столице чиновники Минфина по формулам считают, какому городу и сколько денег из бюджета выделить. Эти формулы оторваны от жизни, от настоящих нужд городов. Выходит, чем больше город заработает, тем больше у него заберут. Его деньги передадут в депрессивный регион, где местная власть ничего не делает и получает дотации из бюджета. Парадокс: чем хуже город работает, тем больше денег получает.
С каждой гривни, что Минфин распределяет между городами, 85 копеек тратят на зарплату учителям, медикам и другим бюджетникам. Выходит, что городской бюджет — это касса по выплате зарплаты. А на ремонты крыш, садиков, дорог ничего не остается. Единственный источник прибылей городского общества — это продажа земли и аренда коммунального имущества. Но это мизер по сравнению с потребностями. Такая ситуация во всех городах страны, кроме Киева. Статус столицы дает много преимуществ.
Насколько изношены сети?
— Основные фонды в Украине изношены на 70 процентов — по официальной статистике. Водопровод теряет 38 процентов воды. И из года в год этот процент увеличивается. Европейские коммунальщики также теряют часть воды. Но у них этот показатель не превышает 18 процентов.
Где ожидать опасности в первую очередь?
— Где угодно. Могут быть аварии на тепловых котельных и трубопроводах. Могут произойти экологические катастрофы на очистительных сооружениях. Как стрельнет — все побегут. Будут собирать деньги по всей стране и заделывать прорыв. Так было в Алчевске. Потом стрельнет в другом месте — опять побегут, и опять залатают. Так будет стрелять, пока не будет системы управления хозяйством. То, что сегодня в городах есть горячая вода и отопление — героизм органов местного самоуправления. Умудряются находить трубы, переваривать их.
Нужно заменить практически все сети и модернизировать оборудование?
— Да. Сейчас есть насосные станции, где работают еще дореволюционные двигатели. На обновление изношенного ЖКХ нужны фантастические деньги. У государства их нет. У населения тоже. Единственный реальный вариант — привлечь инвестиции.
В Верховной Раде готовится проект закона о ценообразовании в ЖКХ. Если его примут, прибыль в коммунальной сфере будет составлять не менее 15 процентов. К нам выстроится очередь инвесторов.
На планете есть две главные проблемы. Первая — нет денег. Вторая — некуда их деть. Предприятия и граждане, которые имеют много средств, не знают куда их пристроить, чтобы они сохранились и приумножились. Как только они увидят, что могут вложить 100 миллионов в ремонт оборудования или сетей ЖКХ и в течение 50 лет получать 10 миллионов ежегодно — от желающих не будет отбоя.
Но потребителю придется платить значительно больше за горячую воду и централизованное отопление.
— Необязательно. Новые технологии и энергосбережение могут уменьшить расходы на коммуналку. Иного реального способа быстро обновить жилищно-коммунальное хозяйство я не вижу.
Комментарии
1