За 45 с 25 тыс. жизней унесло в 1988 году землетрясение в Армении. Были разрушены четыре города и больше 300 сел. Документальный фильм об этой трагедии "Разделю твою боль" в среду показали в Доме кино в Киеве. На просмотр пришли ликвидаторы последствий стихийного бедствия, которые на то время были студентами Киевского университета им. Шевченко и столичной Политехники, представители армянской диаспоры и кинематографисты.
— О беде мы узнали из новостей. Решили ехать с моим другом-оператором снимать хронику, — вспоминает кинорежиссер Виктор Шкурин. Опирается на палочку.
— Тогда в горах было 20 градусов мороза, разруха. Жили в палатках. Кругом смерть. Представьте: стоит наша палатка, а вокруг — гробы с трупами. Первое, что меня поразило, когда мы въезжали в Спитак, — грузовики с гробами, которые ехали нам навстречу. Чем ближе подъезжали к городу, тем больше было таких машин.
Виктор Георгиевич говорит, что тогда соблюдали режиссерскую этику. Покойников и кровь не снимали.
— До сих пор сожалею из-за одного эпизода, который не удалось снять. Это было ночью, когда закончилась лента. Осталось разрыть последний завал. Собаки обнюхали территорию — людей не нашли. Экскаватор начал разгребать обломки ковшем. Из-под плит показалась детская рука. Это был подросток, который пролежал под руинами 12 дней и 10 часов — и выжил. Наведались к нему в больницу на следующий день. Рассказал, что все дни был в сознании и ждал, пока его спасут.
Очевидцы рассказывали: в Армению зимой 1988-го съехались медики и профессиональные спасатели из 64 стран мира. Несмотря на такое количество добровольцев, недоставало техники. Особенно кранов, способных поднимать перекрытия и плиты. Из Украины отправляли отряды от разных учреждений и организаций. Было много студентов. От КПИ добровольцев возглавил Игорь Степанов, от университета Шевченко — ныне народный депутат Николай Катеринчук. В Армении ликвидаторы пробыли почти месяц.
— Тогда это был порыв души. В нашем отряде было 30 человек. Помогали людям, чем могли. Кому-то свет провели, отопление сделали. Все ребята работали очень напряженно. Посменно, по 12 часов. Первая — с восьми утра по 20.00, вторая — с этого времени и до восьми утра. Были перебои с водой. Готовили на костре. Дров не было. Выбирали деревянные конструкции из завалов. Ими грелись. Нашли имущества больше чем на 15 тысяч советских рублей. На такие деньги можно было купить три "москвича" последней модели. Когда вернулись из Армении, некоторые преподаватели нас обвиняли, будто мы умышленно уехали из Украины в период сессии. Не хотели, чтобы мы пересдавали экзамены. Но никого не отчислили, — говорит Игорь Степанов, командир отряда от КПИ "Каскад".
— Мы быстро сформировали группу. Имели необходимые устройства, чтобы доставать людей из-под завалов. Из Киева в Армению добирались неделю. К сожалению, приехали с опозданием, потому что пропускали вагоны с техникой и продовольствием. Тогда этой стране помогал весь Советский Союз, — говорит 46-летний Николай Катеринчук. — Центральная улица Ленинакана по обе стороны была заставлена гробами в четыре этажа. В живых почти никого не нашли, но работали день и ночь. По большей части разыскивали тела погибших для их родственников, чтобы смогли похоронить по-человечески. Я отвечал за жизнь и безопасность наших людей, ведь все здания были аварийные.
Новый год студенты-ликвидаторы встретили в Армении.
— Сегодня я себя поймал на мысли, что, как и почти 25 лет назад, буду встречать Новый год в палатках. Тогда — в компании итальянцев, французов и немцев, — говорит нардеп, намекая, что и наступление 2014-го будет отмечать с митингующими на столичной Площади Независимости. — Не хочется вспоминать плохое. Были случаи, когда ликвидаторы сталкивались с мародерами. Тяжелее всего было выдержать плач людей, которые хоронили своих родственников. Это были и дети, и женщины. Фильм отображает то, что мы пережили. Это землетрясение изменило каждого из нас. Дай бог, чтобы такое не повторялось.
51-летний Анатолий Кобыляцкий помогал Катеринчуку организовывать отряды помощи.
— Мы долго искали эту ленту. Благодаря нашим побратимам из КПИ это удалось, нашли и режиссера. Съемочная группа ехала с нами тогда поездом "Комсомолец Украины" из Киева в Ленинакан. Мы рвались помочь тем людям. Чужой боли не бывает. Это был действительно ужас, — рассказывает.
После просмотра 40-минутного фильма большинство собравшихся в зале вытирали слезы.
Комментарии