В прошлый понедельник семья и коллеги похоронили кинорежиссера-документалиста Рафаила Нахмановича.
Он умер 16 мая, в субботу, на 83-м году жизни. Похоронили на старом еврейском участке столичного кладбища в Берковцах. По еврейской традиции последнюю молитву прочел сын покойника Виталий Нахманович — на иврите и русском. После этого каждый из собравшихся бросил в могилу три пригоршни земли.
Рафаил Нахманович родился в Киеве, окончил искусствоведческий факультет театрального института. Был одним из первых, кто при советской власти, в 1960–1970-х, начал говорить о трагедии в Бабьем Яру во время Второй мировой войны. В 1966 году снимал на кинокамеру первый стихийный и запрещенный властью митинг на месте захоронений в Бабьем Яру. Тогда на нем выступали писатели Иван Дзюба и Виктор Некрасов.
Из-за этого Рафаила Нахмановича начал преследовать КГБ. Его часто вызывали на допросы. А отснятая им на митинге пленка бесследно исчезла.
Поминки семья организовала в ресторане Дома офицеров на Печерске, близ Верховной Рады. Знакомые покойного говорили, что Нахманович начал снимать фильмы, которые хотел, только в конце 1980-х. Это была документальная лента "Еврейское кладбище", "Виктор Некрасов. На "Свободе" и дома", "Исповедь Бориса Чичибабина".
Друзья Рафаила Ароновича вспоминали на поминках случай из его жизни. Говорили, что в 1970-х на одном из допросов следственный КГБ обвинил режиссера в украинском буржуазном национализме. После этого Рафаил Нахманович, со слов знакомых, пошел на Бессарабский рынок, купил там сала и самогона. "Теперь я — настоящий украинский буржуазный националист!", — сказал он друзьям, когда они выпивали в тот день компанией.
Комментарии