вторник, 18 июля 2017 00:55

Подозреваемых в катастрофе малайзийского Боинга будут судить в Нидерландах
3

В Малайзии до конца года планируют найти виновных в катастрофе пассажирского "Боинга-777" рейса МН-17. Самолет сбили на Донбассе 17 июля 2014 года.

Самолет компании "Малайзийские авиалинии" следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа. Российские СМИ сообщили, что боевики сбили военный самолет украинской армии. Когда стало известно, что самолет пассажирский, новости удалили.

— Сейчас расследование ведут в наименьших деталях. Надеемся, что уже до конца года найдем виновников, — заявил министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай.

Преступников могут осудить заочно, сообщила 16 июля министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп. Все дела подозреваемых в катастрофе будут рассматривать в Нидерландах по законам страны. Такое решение в начале июля приняли все государства международной группы, которая ведет официальное расследование катастрофы: Нидерланды, Украина, Бельгия, Малайзия и Австралия. Раньше Нидерланды и Малайзия предложили создать международный трибунал ООН по этому делу. Украина поддержала идею. Россия выступила категорически против и заблокировала процесс.

В октябре 2015-го расследование доказало: боинг сбили ракетой из зенитной установки "Бук", которую везли из России. Ее установили на возвышенности площадью 500 на 600 м возле поселка Первомайского. Это — наивысшее место в радиусе 5 км.

— У международной следственной группы было несколько гипотез относительно места запуска "Бука". В конечном итоге мы выяснили, что его привезли из России в Первомайский район Донетчины. Потом вернули в РФ. Американские эксперты предоставили заключение: самолет сбили ракетой на 6 километров к югу от оккупированного города Снежное Донетчины. Это не противоречит месту запуска возле Первомайского, — сказал руководитель департамента уголовных расследований полиции Нидерландов Вильберт Паулиссен 28 сентября 2016 года.

Во время следствия установили личности 100 человек, причастных к авиакатастрофе.

— Важно, кто какую роль сыграл. От этого зависит ответственность, — говорит заместитель генпрокурора Украины 31-летний Дмитрий Сторожук. — Одна из версий — не все исполнители поручения знали, для чего это делают.

Международная группа расследователей "Беллингкет" обнаружила, что за перевозку "Бука" отвечал отставной российский офицер 54-летний Сергей Дубинский с позывным "Хмурый". Единственным в радиусе поражения лайнера был российский "Бук" №332 53-й зенитно-ракетной бригады ВС РФ, которая базируется под Курском. Дубинский перевозил его в день, когда сбили самолет. Он этого не признает. Нидерландские журналисты нашли его дом в Ростовской области. Встречаться отказался.

В новом докладе от 17 июля группа воспроизвела версию событий. Она подтверждает выводы официального следствия. 23-25 июня 2014-го 53-я бригада ВС РФ перевезла технику, в частности "Бук", к украинской границе. Утром 17 июля "Бук" выехал из Донецка на трейлере на восток к городу Снежное. Своим ходом прибыл в поле к югу от города и выпустил ракету, которая сбила самолет. Утром 18 июля установку сняли на видео к востоку от оккупированного Луганска без одной ракеты.

Специалисты "Беллингкет" раскритиковали версию российского концерна "Алмаз-Антей", будто бы "Боинг" сбили из сел Зарощенское и Великая Шишовка, подконтрольных ВСУ. Это не подтверждают ни очевидцы, ни открытые данные, ни техническая оценка Совбеза Нидерландов. Последняя также обнаружила, что Россия за день до катастрофы запретила полеты гражданской авиации возле границы с Донбассом.

Национальный суд — более надежный вариант

— Самым эффективным инструментом привлечения к ответственности виновных в сбивании самолета было бы создание трибунала Советом Безопасности ООН, — говорит посол Украины в Нидерландах 43-летний Всеволод Ченцов. — Россия заблокировала этот процесс. Поэтому избрали следующую эффективную опцию — Нидерландский суд. После вето России на создание международного трибунала анализировали два варианта. Первый — трибунал при участии пяти стран международной следственной группы: Украина, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Малайзия. Второй — суд в рамках национальной судебной системы.

Пришли к выводу, что национальный суд является более надежным вариантом по нескольким соображениям. В первую очередь — система правосудия в Нидерландах устоявшаяся, имеет авторитет и доверие, объективна и минимально уязвима к влияниям. Россия имеет обязательства в рамках соглашений о правовой помощи. Когда дело попадет в суд, можно будет обратиться с запросом. Выполнять его или нет — вопрос политической воли и отношения к своим международным обязательствам, — отметил он.

Ольга БОРИСЮК

Сейчас вы читаете новость «Подозреваемых в катастрофе малайзийского Боинга будут судить в Нидерландах». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи