На инвалидных колясках 2 ч. глава Ривненской облгосадминистрации 49-летний Виктор Матчук и городской голова Владимир Хомко, 51 год, штурмовали пандусы. Во вторник утром чиновники захотели проверить, как обустроены подъезды в государственных учреждениях города. Взяли с собой раскладную инвалидную коляску.
Проверку устраивают неожиданно. Куда пойдут — не говорят до последнего, чтобы никто не предупредил чиновников. Первым местом выбирают офис межрайонной медико-социальной экспертной комиссии. Здесь назначают степень инвалидности. В помещение заходят хмурые — пожилая женщина с палками, парни на костылях. Старое здание расположено в центре города. Площадок для заезда колясок нет.
Виктор Матчук просит позвать руководителя учреждения. Через несколько минут появляется перепуганная женщина. Смущается, улыбается. Объясняет, что пандус установить невозможно.
— Такая конструкция дома, — разводит руками. — Я к инженерам обращалась — отказали.
— Если бы вы не были женщиной, я бы посадил вас в коляску и заставил бы заехать в подъезд, — Матчук кивает на двери.
Потом проверяют соседей — за несколько домов расположена государственная нотариальная контора Министерства юстиции. Пандуса тоже нет. Юристы заверяют, что люди с ограниченными возможностями к ним обращаются нечасто — четыре-пять клиентов в неделю.
После нескольких проверок Матчук просит принести ему коляску. Садится, катит колеса к главному управлению труда и социальной защиты населения области. Там пандус есть, но неудобный. Практика передвижения в коляске губернатору не нравится.
— Никогда не представлял, что это так тяжело, — сощуривает глаза на солнце.
В коляску садится городской голова Владимир Хомко. Пытается заехать в городское Бюро технической информации. Там вместо площадки четыре железных рельса.
Матчук подталкивает мэра на коляске, но колеса не могут проехать и полметра. Прохожие сочувственно оглядываются.
— Здесь Шварценеггер нужен, — крутят головами чиновники. — Обычный человек или не заедет, или убьется.
Не смог заехать в коляске к своему вестибюлю и главный врач поликлиники "Северная" Анатолий Бычков. На дверях его учреждения висит объявление, что временный пандус есть в раздевалке. На стене кнопка для вызова медсестры, которая должна помочь закатить коляску вовнутрь. Но к кнопке ведут несколько больших ступенек. Преодолеть их самостоятельно человек на коляске не сможет.
— Садитесь, садитесь. Только не вывалитесь, — приказывает Виктор Матчук. Главный врач не может попасть на две деревянные доски, соединенные между собой. Встает и обещает исправить ситуацию.
Всем чиновникам Матчук дает время до 15 мая, чтобы сделать нормальные пандусы.
Председатель общества инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата Петр Буткевич, 53 года, признается, что не раз выпадал из коляски. И не всегда рядом были люди, которые хотели помочь.
— В нашей стране тяжело быть прикованным к коляске. Я живу так более 30 лет, — вздыхает мужчина. — В лифте не поместишься, нужно по лестнице сносить. Мест, куда можно заехать без посторонней помощи, мало — некоторые банки, супермаркеты и областная государственная администрация.
— Нам не нужно пандусомании. Потому что те пандусы, на которые выбрасывают деньги, ни для чего не пригодны, — говорит Ярослав Грибальский, 54 года, председатель совета Национальной ассамблеи инвалидов Украины по вопросам беспрепятственного доступа. Он живет во Львове. — На прошлой неделе я был в киевской гостинице "Днепр" на Европейской площади. Да, на лестнице лежит две плиты. Но они под тем же наклоном, что и лестница — выехать невозможно. Пандус — это не два рельса, а металлическая конструкция, которая имеет и поручни, и накрытие. Я был в Канаде. Там почти везде оборудованы места для проезда инвалидов. Но Канада к этому шла 30 лет.













Комментарии
1