Четыре дня подряд бушевало Черное море возле Южного побережья Крыма. 27 августа из-за ненастья погибли шестеро отдыхающих. Шторм был 5 баллов из 12. Волны достигали 3 м.
- Все коммунальные пляжи Севастополя покрыты водорослями. В парке Победы в море смыло две раздевалки. Одну из них мы достали, вторую так и не смогли найти. Шторма не ожидали, - говорит Александр Чернявский, директор севастопольского предприятия по благоустройству.
- Каждый год на море бывают небольшие шторма, которые никому не вредят. Мощные, где-то 6-балльные, длятся обычно 17 дней в году. Чаще всего зимой, - говорит Людмила Савченко, из Гидрометеоцентра.
При 6 баллах по шкале Бофорта высота волн достигает 4 м. При 7 - море покрывается белыми пенистыми гребнями, которые ветер срывает с поверхности. Вода белеет от пены во время 11-балльного шторма. Тогда 12-метровые волны с шумом накатываются на берег или скалы, ветер дует со скоростью 28 м/с. Он вырывает с корнями деревья, валит дома.
Самый мощный 12-балльный шторм в последний раз был в 1986 году на Тарханкутском полуострове, в западной части Крыма. На 100 м от воды вынесло 1,5-метровую глыбу.
Олег Ковтун, 45 лет, заведующий гидробиологической станцией в Одессе, говорит, что задолго до шторма рыба отходит от берегов и прячется в глубинах моря. Иначе волны выбросят ее на сушу. Лучше всего предчувствуют ненастье медузы.
- Они могут предчувствовать его за 20 часов. Слышат одним ухом, которое есть на голове, и похоже на колокол. Оно величиной с горошину, ловит акустические удары волны за сотни километров. По образцу медуз бионики создали автоматический прибор - предвестник бурь. Он предупреждает о шторме за 15 часов. А традиционный барометр - только за 2.
50-летний Владимир Ильенко, капитан дальнекого плавания из Мариуполя, говорит, что шторм легче пережить на малом судне.
- Оно обычно заплывает на один склон волны и выплывает с другого. Большой корабль так легко маневрировать не может. Опасная ситуация возникает, когда нос и корма попадают на два последовательных гребня, а центральная часть судна - над прогалиной. Или когда середина судна попадает на гребень, а нос и корма провисают. Тогда корабль может сломаться пополам, - рассказывает моряк.
Корабли на время шторма обычно меняют курс.
Комментарии