79-летний Козьма Громик из города Харцызск на Донбассе родился на Волыни. В 1948-ом его арестовали и осудили до 25 лет каторги в Иркутский области за участие в УПА. Просидел семь лет и семь дней.
Из ссылки Громик привез жену-сибирячку Альбину Ивановну, сына и дочь. Поселиться разрешили толькона Донбассе.
В Харцызске Козьма Ермолаевич 20 лет работал водителем, жена — рабочей на канатном заводе. Дочь живет на Дальнем Востоке с мужем — российским военным офицером. Сын поселился в Донецке. Имена и профессии детей Громик не называет — считает, что публикация в газете может им навредить.
— Когда в 1939-ем к нам пришли советские войска, население встречало их как освободителей, но за неполные два года сталинские опричники заполнили тюрьмы теми, кто их встречал, — вспоминает войну. — В 1941-ом, когда немцы были на подходе, в Луцкой тюрьме расстреляли 2,5 тысячи человек. И я видел это — трупы еще были как попало присыпаны, но кровь везде, кишки, куски тел. Мне до сих пор снится это. Немцы себя тоже считали освободителями, но их мы не встречали с цветами.
В УПА Громик записался в 13 лет.
— В феврале 1944-го советские войска появились второй раз. Я был шестым в семье, а старшие братья прошли подготовку в школе подполья. Раз мы с братьями идем из пастбища, а чекисты окружили наш дом. Мы разбежались. Мать умерла на пороге дома, а отец — в Сибири. Сестру сначала пожалели, потому что ее муж воевал в Красной армии, а затем и ее отправили в Сибирь.
Красные хотели расправиться с нами руками фашистов
Первый бой Громика был с немцами. Гитлеровцы расправлялись с повстанцами после терактов советского разведчика Николая Кузнецова в Ривне.
— Стреляя у немецкого полковника, Кузнецов выбросил из кармана список документов на ОУН. Вроде бы потерял их, а на самом деле — подстроил, чтобы переложить ответственность на УПА. Так красные хотели расправиться с нами руками фашистов. И за этот подвиг Кузнецова немцы сожгли три села. Но в селах людей погибло немного, потому что сначала налетела авиация и все разбежались в лес. И мы, мальчишки, помогали. Я стрелял из ружья, прикрывая людей.
Козьма Громик уверяет, что УПА не воевала против Красной армии, а оказывала сопротивление НКВД.
— Я распространял открытки Клима Савура (Дмитрия Клячкивского, командира УПА в северных районах. — "ГПУ") с приказом не оказывать вооруженного сопротивления фронтовым частям Советской армии. Но мы боролись со специальными диверсионными отрядами НКВД, выдающими себя за повстанцев. В нашем районе действовала банда Мокрого. Мокрый — это был реален командир службы безопасности УПА. Но его убили в конце 1944-го. А фальшивый Мокрый зверствовал от его имени до 1947-го. Его пьяные головорезы вошли в дом моего дяди и из автомата убили его жену, державшую на руках 8-месячного ребенка.














Комментарии
1