— С 1990-х большинство мукачевцев занимались "челночничеством". За большую контрабанду взялись таможенники и политическое руководство. И ловят, обычно, самодеятельных игроков, а крупная контрабанда делается в тишине, — говорит закарпатский писатель 27-летний Андрей Любка. — Ежемесячная прибыль от незаконного вывоза через европейские границы превышает годовой бюджет области (доходы областного бюджета на 2015 год — более 3 млрд грн. — "ГПУ").
О контрабанде в Мукачевом заговорили после 11 июля. Тогда произошла перестрелка "Правого сектора" с людьми народного депутата, мукачевского бизнесмена Михаила Ланя. Одной из причин называют перераспределение контрабандных потоков.
— В августе выйдет моя книжка о контрабандистах, — продолжает Любка. — В одном разделе расписана история Романа Стойки (член "Правого сектора" на Закарпатье. — "ГПУ"), который смастерил дельтаплан и переправлял товар в Европу. Там есть момент, который показывает, как рассуждает мукачевец. "Откуда ты взял, что закарпатцам хочется, чтобы открыли границы? Если Украине и выгодна евроинтеграция, то для закарпатцев это —смерть. Там, где есть граница, там всегда есть контрабанда. А контрабанда — это Библия, Тора и Коран закарпатцев. Наши священники будут править службы в храмах, чтобы не дай боже не убрали границы. Потому что если их снимут, то мы все тут с голода подохнем. Потому что чем еще заниматься? Пойдет закарпатец работать на фабрику или завод? Никогда".
В Мукачевом с контрабанды живет каждый из 86 тыс. жителей. Но город все сам не съест, кормит еще и область и часть Украины, считает политолог 48-летний Виктор Пащенко:
— Пригнать иномарку из-за границы стоит 2 тысячи евро. А такая же машина на украинских номерах будет 6 тысяч. Кто в здравом уме будет тратить лишних 4 тысячи евро? Нужно делать пересечку (авто с иностранными номерами должно раз в пять дней пересекать границу со страной, откуда оно привезено. — "ГПУ"). Поскольку ему напряжно, найдет человека на таможне, который поставит отметку, что авто выехало.
На пачке сигарет зарабатывают 58 центов — это 12 гривен. Но пачку никто не везет. За ходку имеет 15–20 долларов (до 420 грн. — "ГПУ").
Мукачево — один из пунктов на трассе Чоп – Киев, которая является частью дороги Лиссабон – Москва. Через нее проходят все нелегальные потоки: из Китая в Москву, к нам, тогда в Европу, оттуда — в Америку, Африку. Поэтому нельзя говорить, что за мукачевской контрабандой стоит Виктор Балога или Михаил Ланьо. Они — элементы международной контрабанды. Граница двусторонняя. Без другой стороны этого не было бы.
Очевидно, Балога причастен к контрабанде. Но бизнес пытается вести по закону. В 1997 году я перевозил кофе. Повсюду была советская бакалея. Услышал, что есть склады "Барва" (семье Балог принадлежит сеть супермаркетов "Барва". — "ГПУ"). Приехал — обалдел: за каждым рабочим столом компьютер. Говорю: "20 килограммов беру официально, за 80 плачу наличностью". Балога ответил: "У нас все проходит по бумагах". У них была единая отчетность. Говорил, что с двойной бухгалтерией внутри компании начинают красть.
Ланя знают как крутого, богатого бизнесмена. Где его бизнес? Вроде имеет спортивный центр. Пельменный цех под вопросом: его — не его (в селе Ключарки возле Мукачевого стражи порядка разоблачили нарколабораторию, которую маскировали под пельменный цех. — "ГПУ"). Это откровенный криминал. Отправляет беженцев из Афганистана, торгует наркотиками, получает деньги за секс-торговлю. За ним стоит Виктор Медведчук (глава Администрации президента Кучмы, кум Владимира Путина. — "ГПУ"), а тот имеет плечи на международном уровне.
В контрабанде, как и в крупном бизнесе, нет понятия "чистая прибыль". Потому что идет не только наличность. Часть — в недвижимости, легальном бизнесе, машинах. Как работают мафиози или контрабандисты? Приходят к парню: хочешь "Мерседес"? На, бери. И выскочить из этой системы он уже не сможет. Это как крепостное право: вынужден отрабатывать.
С 1998 года все мэры, которых избирали, были людьми Виктора Балоги, говорит мукачевский блогер 64-летний Степан Сикора:
— Когда Балога стал городским главой, ввел бюджетный кодекс. Если местный совет перевыполнял бюджет — 60 процентов от тех средств оставалось в городе. С 3,5 миллиона городской бюджет вырос до 12. Все пошло на реконструкцию центра.
На каждого политика мукачевцы смотрят через призму: а что мне с того будет? Если у меня бумажник пуст — завтра в нем гривня — а послезавтра 2 гривни, значит, эта власть нормальная. Если у меня было 10 гривен, завтра 5, послезавтра — ничего, эта власть плохая.
Отдыхают преимущественно за рубежом. Автомобилями едут на два-три дня в Словакию, Венгрию. Там перенимают опыт — становятся лояльнее, бережливее. Свадьбы и дни рождения гуляют в ресторанах. Старшие люди знают по два-три иностранных языка на бытовом уровне.
В Мукачевом — культ семьи. В среднестатистической семье не меньше трех детей. Считают себя не украинцами, не венграми или румынами, а мукачевцами.
2–3 тысячи гривен для местного — это не заработок. Должно быть не меньше 4–6 тысяч. Если заработает две — будет искать подработки. В основном живут неплохо. Мой родственник имеет магазин строительных материалов. Говорит, от клиентов нет отбоя. За сезон на парниках имеют от 20 до 200 тысяч гривен.
Виноградный бизнес пришел в упадок — никто не будет платить 50 тысяч за разрешение. Даже фестиваль вина теперь проводится незаконно.
Люди здесь компромиссные, не ссорятся. Правда, не любят переселенцев с Донбасса. На Закарпатье ватников давно называли "той, шо з куфайков".
17 тысяч обитателей Мукачевого считают себя атеистами.
120 мукачевцев воюют в зоне АТО на Донбассе.
Комментарии