"Встречают, как президентов! - Переговариваются на иврите двое хасидов 17 сентября в Винницком аэропорту, в
В Винницу двумя чартерными рейсами прилетели 330 хасидов. На автобусах отправились в город Умань в Черкасской области, к месту паломничества - могиле своего духовного наставника Нахмана. 18-20 сентября ортодоксальные евреи праздновали 5770 новый год.
Винницкий аэропорт был закрыт с 1996 до 2008 года. Рейс из Иордании, которым прибыли хасиды, стал первым международным после открытия. До этого паломники добирались в Умань через Киев, Одессу и Ужгород.
Самолет задерживается на 4,5 ч. Он рассчитан на 172 пассажиров.
- Смотрите мне! Чтобы все здесь было в порядке. Потому что развернутся и полетят назад, - говорит работник аэропорта. - Так, женщины! К хасидам не подходить, не говорить. Им нельзя вам в глаза смотреть. Страшный грех для них.
Первым рейсом в Винницу прилетели 165 хасидов. Одному пришлось возвращаться назад - не оформил украинскую визу.
- Как его пропустили арабы? - Удивляется начальник управления транспорта Винницкой облгосадминистрации 52-летний Борис Рыбак. - Он деньги предлагал, чтобы купить в нашем аэропорту визу. Плакал, так не хотел возвращаться.
Развозить паломников наняли четыре автобуса. Возле них паркуется черный лимузин, выходят двое молодых представителей винницкой еврейской общины.
- Забирай машину! Здесь тележки с сумками должны стоять! - Возмущается работник аэропорта. - Мне все равно, что тебе сказал Нахман, я сейчас твой Нахман.
В холле аэропорта на стойке мини-кафе надпись на иврите "Кошерное". По $ 1 продают "кока-колу", "Пепси", делают кофе "Нескафе". Уборщица каждые 10 мин. выгребает мусорники.
Хасидам наняла троих переводчиков, знающих иврит. Их охраняют два экипажа Госавтоинспекции и восемь милиционеров. Паспортный контроль для паломников упростили, поэтому проходят его быстро. Каждому дарят карманные календари на иврите с достопримечательностями Винниччины. У выхода из аэропорта гостей встречает еврейской песней "Здравствуй, дорогой друг!" Винницкий ансамбль Bridge. Музыканты одеты в еврейские костюмы. Хасиды им подтанцовывают, снимают на мобильные телефоны. Около шести вечера собираются для молитвы.
Второй рейс приняли в час ночи. Среди 330 хасидов были 54 мальчика до 13 лет. Билет из Иордании в Винницу и обратно стоит $ 600. Прямой перелет из Израиля обошелся бы в $ 900.
В город Умань на Черкасщине праздновать Новый год съехались свыше 20 тыс. евреев из 23 стран мира.
Могила их духовного наставника ребе Нахмана расположена недалеко от улиц Пушкина, Белинского и Софии Перовской. Паломники стараются селиться поближе к святыне. Около 4 тыс. разместились во временном палаточном городке в
В начале ул. Пушкина патруль проверяет документы у водителей. Въезд на территорию, где временно проживают хасиды, только по пропускам. У местных проверяют регистрацию по паспортам. Вокруг много мужчин в кипах (головной убор у евреев - "ГПУ") и шляпах. Все в черных брюках, белых рубашках и темных пиджаках и обуви.
С 31-летним Шаем Вайнапелем, координатором Международного Бреславского центра, поднимаемся на балкон второго этажа дома N46 на ул. Пушкина. Он с 12 хасидами снимает там трехкомнатную квартиру. Ее окна выходят на место захоронения Нахмана.
- В полдень начинается подготовка к празднованию Нового года, - рассказывает Шай Вайнапель. - Мы молимся. Это лечит душу. Утром никто не ел и не пил.
Улицы забиты людьми. Места не хватает. Паломники вылезают на крыши домов, заборы. Держат книжечки с выписками из Библии. Молятся, кивая головой вперед и назад. Раввин читает молитву в микрофон. На крыше сидит человек лет 50 и пускает мыльные пузыри.
- Это он так веселится, - поясняет Шай. - Мы все должны быть в хорошем настроении. Молитва продлится полчаса. В конце все будут просить у Бога здоровья, мира, счастья, денег, чтобы свиного гриппа не было. Здесь решается судьба каждого: кому жить, а кому умереть, кому быть бедным, а кому богатым, кто будет здоров, а кто будет болеть.
Люди стараются как можно ближе подойти к могиле Нахмана.
- Для нас он как юрист, который может донести к Богу наши просьбы, - объясняет раввин Даниэль Даян, 58 лет.
После молитвы мужчины становятся в круг, танцуют. Парень заходит внутрь, начинает танцевать брейк-данс (уличный танец - "ГПУ"). Все улыбаются.
- В праздник люди не должны думать о проблемах или, скажем, об измене жене, если у кого такая есть, - добавляет Шай Вайнапель.
На втором и третьем этаже синагоги стоят скамейки. На первом - четыре бассейна. Три - для рядовых паломников, вход стоит 80 грн. Четвертый бассейн - повышенного комфорта, бесплатный, для руководства. Все мужчины залезают в воду голыми.
- Люди смывают с себя грехи, - рассказывает Вайнапель.
- К Богу надо идти чистым, - добавляет раввин Даян. - Грехи - это, как пятна. Черная одежда показывает, что мы будто эти пятна пытаемся скрыть.
Около 19.00 хасиды переодеваются в белое. У некоторых на голове меховая шапка в виде колеса. Говорят, она стоит около $ 2 тыс. Синагога может вместить до 5 тыс. человек. Места хватает. Поэтому паломники стоят на лестнице, перед домом. Молятся на улице, на балконах, возле заборов.
На небе появляется первая звезда. Она символизирует приход Нового года.
Около 21.00 расходятся. В Новый год нельзя ничего делать. Поэтому есть готовят в пятницу. В субботу - только разогревают.
- Нельзя ни на машине ездить, ни говорить по мобильному, ни пользоваться зажигалкой, - говорит Шай. - Даже если не успел включить перед праздником свет в туалете, то будешь ходить втемную. Перед праздником зажигаем специальные свечи, которые горят 24 часа.
В Новый год хасиды едят гранат, яблоки с медом, чтобы год был сладкий, а значит хороший. Яйца, рис, картошку, масло, лук варят в одной кастрюле. Угощаются курятиной, рыбой, салатами. Вместо вина пьют виноградный сок.
Встречают Новый год в Умани только мужчины.
- Мудрецы считают, что мужчины с женщинами не так будут настроены на молитву, - объясняет Шай. – Будут отвлекаться на разговоры, на секс. А это грех.
Комментарии