Полвека назад, в начале весны 1956-го, состоялся ХХ съезд советских коммунистов. После него началось то, что потом окрестили Оттепелью.
А эта картина написана за два года до съезда. Она называется "Весна". Автор — академик Аркадий Пластов, лауреат Сталинской премии, которую он получил за полотна о счастливой жизни колхозников.
То ли поднадоела академику Москва, то ли он действительно так полюбил "живописных" крестьян, но Пластов переехал жить в глухую российскую деревню. А деревня советская тогда была на сурово беспаспортном режиме. И когда академику, сталинскому лауреату Пластову, приходилось по каким-то делам ехать из деревни в Москву, он должен был брать вместо документа специальное письменное разрешение в сельсовете. Вот таким он был чудаком, тот академик, и таким было его время.
Но в этой картине сказано о том времени больше, чем в килограммах партийных документов. И сказано, угадано — на два года раньше.
В "Весне" есть предчувствие, которым жила огромная страна, от Карпат до Камчатки.
Весна — ребенок — женщина. Это то, что видели перед собой, годами, во снах и бреду миллионы беспаспортных, зэков и спецпоселенцев, вчерашних штрафников и бандеровцев, засланных навечно в вечную мерзлоту. Многим из них, кто доживет, эти сны придется смотреть еще два года, до ХХ съезда. А кто-то сядет уже после Оттепели. Да, это сугубо мужской взгляд на историю. Но какая история, такой и взгляд. А больше про год 1956-й читайте на 27-й странице.













Комментарии