12 тыс. паломников пришли 25-27 июня на пл. Молодежную в греко-католический Марийский духовный центр в селе Зарваница Теребовлянского района Тернопольщины.Это одно из крупнейших и древнейших отпустовых мест существует с XIII в.
С группой паломников выходим из райцентра Козовая в субботу в семь утра. До Зарваницы - 42 км. Нас 80 человек в возрасте от 11 до 50 лет. Идем полевыми дорогами. Всю ночь перед тем шел дождь. Тропинки скользкие, грязь. Раз за разом кто падает, в грязи застревает обувь.
- Так это китайская химия, она годы здесь пролежит, ничего не будет, - шутят путники.
Священник Козовской церкви Успения Пресвятой Богородицы Михаил Забанджала, 31 год, идет босиком. Говорит, так легче.
- В такую погоду идти проще, чем в жару. Когда припекает солнце и бомки (оводы. - "ГПУ") кусают, а на раскаленном асфальте смола и камешки прилипают к ногам - тогда действительно тяжело, - рассказывает он.
Около полудня делаем привал. Едим бутерброды. Сумки становятся легче. Подняться с травы тяжело, ноги ноют.
По словам отца, всех паломников можно разделить на три категории:
- К первой относятся те, кто идет в паломники из любопытства. Это, как туризм. Там еще не были, так пойдем. Ко второй группе относятся такие верующие, которые хотят заключить соглашение с Богом. Мол, я пойду пешком в Зарваницу, а за это хочу осуществление какого замысла. И к третьей - действительно верующие, которые хотят поблагодарить Бога и принести такую жертву.
Главное при отпусте - попасть в святыню, исповедаться и принять причастие, побывать на литургиях.
- Раньше людям не было чем добраться, шли пешком, ехали на телегах. А теперь верующие часто думают, что раз пешком пошел - то все грехи прощены. Однажды еду в поезде из Львова и слышу - муж с женой ссорятся. "Ей-богу, - говорит тот, - убью! Потом схожу трижды в Зарваницу - и ничего мне за это не будет! " - Отец улыбается. - За пеший поход могут проститься легкие прегрешения - кого обидел, толкнул нечаянно. Но все грехи автоматически не списываются.
Когда стояла в очереди к священникам, то думала, сознание потеряю, так есть хотелось
Дважды сбиваемся с тропинки. В половине второго начинается дождь. Паломники надевают дождевики.
Труднее всего идти последних 5 км Под ногами глина.
- А помните, в "Форте Буаяр" женщины в глине дрались? Чисто такая же! - Говорят между собой женщины. - Э, нет. Это как на каторгу в Сибирь вели, то, наверное, люди по такой дороге шли.
В полпятого вечера добираемся до Зарваницы. Набираем целебную воду в бутылки, умываемся.
Люди становятся в очередь к исповеди и причастию.
- Я в Зарваницу ежегодно приезжаю с 1989-го, - рассказывает 58-летняя Мария Волынец из села Гаи Растоцкие Зборовского района Тернопольщины. - Здесь сначала одни руины были. Не то, что собора, даже часовни не было. Милиция по дороге останавливала. Мы и полями, и тропам добирались. Шли, потому что помолишься за родных, детей, внуков – смотришь, и здоровье поправляется, и дела налаживаются. Мне из дома в Почаев ближе, но я туда не езжу, потому что это как не в нашем государстве. По-русски священники говорят, исповедовать не хотят, если не их веры.
После причастия все расходятся искать ночлег. Свободных мест в Зарванице нет, паломники спаршивают жилье в соседних селах. Переночевать принимают по 10-20 грн.Бесплатно пускают в хлева на сено.
Недалеко от храмов на разостланных дождевиках люди перекусывают. Достают из пакетов бутерброды, вареные яйца, жареную рыбу.
- За два часа до исповеди и до причастия нельзя есть, - говорит жительница Тернополя 32-летняя Татьяна Коломна. - Мы в пути позавтракали, а теперь после причастия обедаем.Когда стояла в очереди к священникам, то думала, сознание потеряю, так есть хотелось, а после исповеди вся усталость куда-то исчезла.
Из Тернополя в Зарваницу прибыли около 700 паломников. Они шли два дня, преодолели более 60 км.
Вечером после литургии проходит поход со свечами к чудотворному источнику. Там служат молебен и освящают воду.
Комментарии