Ексклюзивы
вторник, 22 августа 2006 17:45

Трамвай в Карпаты

Автор: фото: Мирослав КУШНИРЕНКО
  ”Карпатский трамвай” проезжает 28 километров по Ивано-Франковщине
”Карпатский трамвай” проезжает 28 километров по Ивано-Франковщине

"Карпатский трамвай" — это поезд из двух вагончиков, который в выходные возит туристов, гостей Ивано-Франковщины. Из Выгоды Долинского района через Ширковец, Старый и Новый Мизунь, Дубовый Кут, Солотвин, Миндунок и Соболь он едет высоко в горы, вплоть до урочища Магура — на 28 км от начала маршрута.

Три года тому назад предприятие "Униплит" организовало программу "Карпатский трамвай". Мини-поезд впервые вышел на маршрут в июле 2004-го. Тогда в горы выехали гости бойковского фестиваля из Украины, Германии, Польши, Австрии и Великобритании.

— Поезд в 11. Не опаздывайте, — предупредил по телефону Любомир Яцкив, 52 года, директор туротдела "Униплита".

В 9.25 в воскресенье сажусь в маршрутку на железнодорожном вокзале Ивано-Франковска. Через час выхожу в Долине, в 7 км от Выгоды. Боюсь опоздать, беру такси.

— 15 гривен — и мы в Выгоде, — говорит седой водитель белой "Волги". Только завелись, через двести метров "стреляет" карбюратор.

— Пани, не все так будет, — сыплет остротами водитель. — Сейчас газонем — и как ракета!

Водитель говорит, что я могла бы и за шесть гривен доехать, но нужно искать выгодских таксистов. В поселок въехали вовремя.

На "треугольнике" — так в Выгоде называют место посадки на узкоколейку — кучка туристов с детьми 5–10 лет, ожидают экскурсовода из Трускавца. Некоторые щебечут по-английски. Гид опаздывает, но никто не возмущается. Разглядывают пейзажи, фотографируются возле первого, еще австрийского тепловоза.

Водитель дрезины Степан Тисяк, 55 лет, надевает белую рубашку и джинсовую безрукавку. Дрезина будто салон микроавтобуса. Двуместные кресла обтянуты темно-синей велюровой тканью.

Наконец слышится свисток кондуктора — экскурсовод приехал. Пора садиться в вагоны. Иностранцы робко смотрят на обычную открытую платформу, огороженную досками. Вагон чем-то напоминает боксерский ринг. Лишь на полу по бокам стоят высокие колоды и импровизированные скамьи.

— Здесь лучше видно, да и воздух чище, — заверяет Любомир Яцкив. Директор в настоящее время работает за гида.

Дизель выдает какое-то совсем автомобильное "фа-фа". Яцкив немного смущенно объясняет, что паровозный гудок отдали в ремонт. Отправляемся в 11.30.

Водопад похож на Яремчанский, но в миниатюре

Колея идет берегом реки Мизуньки, перепрыгивая с берега на берег. Склоны гор справа подступают так близко, что можно разглядеть мох на камнях. Слева вдоль железной дороги выстроились села. Заборы, сады, дровяные сараи, копны сена, веревки с бельем, коровы, куры, каркасы ржавых легковушек и детских тележек, старые грузовики, машущие руками дети и бабушки — все это гости бойко фотографируют.


Полный маршрут "Карпатский трамвай" проходит за восемь часов.

В Солотвине туристам показывают первые соляные месторождения. На конечной остановке в Соболе раскладывают обед, желающих ведут на гору Магура (1362 м). На обратной дороге еще раз останавливаются в Миндунке, идут в орнитологический заказник в урочище Дзюркач. А из Нового Мизуня поднимаются на горную долину возле горы Лиса (1134 м).

Наше путешествие короче. Со скоростью 10 км/час преодолеваем 14 км. Первая остановка — за мостом в Мизуне, возле источника лечебной "Нафтуси". Каждый опорожнят какую-то посуду, чтобы набрать воды.

— Пани и панночки, умойте свое личико водой, — приглашает экскурсовод. — Вы помолодеете и будете улыбаться. Эта вода съедает желчь в организме. О, пани Галина, да вы уже улыбаетесь, — обращается к дородной ворчливой 40-летней брюнетке. Женщина всю дорогу неутомимо отчитывает то мужа, то детей.

Еще два крутых виража — и перед нами водопад. Немного похож на Яремчанский, но в миниатюре. Над водоворотом вместо кладки кто-то положил деревянную лестницу.

Близ Дубового Кута туристов высаживают. Есть время искупаться и полюбоваться водопадом вблизи. Через полчаса возвращаемся в Выгоду.

27-летний кондуктор Олег Панькив позволяет постоять на открытой площадке дрезины. Ощущение, как в знаменитом кадре из "Титаника". Только под ногами не океан, а узкоколейка.

Кондуктор время от времени соскакивает с дрезины и энергично жестикулирует машинисту. Через минуту опять вскакивает на лестницу и уже сигналит Степану.

— Что-то произошло? — спрашиваю встревоженно.

— Мы так всегда ездим, не бойтесь. Здесь еще никто не перевернулся, — успокаивает меня.

— Вы думаете, кто здесь главный? Машинист? Экскурсовод? Нет! Здесь главный я, бундзяр (кондуктор узкоколейки. — "ГПУ"). Я должен точно указать машинисту, где сложные повороты и опасные стыки.

Олег снова прыгает регулировать путь. Мне это очень напоминает автобусную поездку в Бомбее: один водитель на нижней ступеньке автобуса громкими криками разгоняет встречных рикш и подсказывает, где поворачивать влево-вправо, когда обгонять.

Гудок дрезины — и мы в Выгоде.

Как добраться до Выгоды

Из Львова до Выгоды 125 км. Автобусы в направлении Хуста отправляются с главного железнодорожного вокзала. Время в дороге — три часа. Стоимость проезда — 15,5 грн.
Из Ивано-Франковска до Выгоды 75 км. Из областного центра в Долину ездит микроавтобус в 9.25. Стоимость проезда — 8 грн.

 

Сколько стоит экскурсия

Дизельный локомотив с вагонами (до 40 человек) — 900 грн с группы плюс 20 грн с человека
Автодрезина (до 20 человек) — 25 грн с человека
Классическая моторизованная дрезина (до четырех человек) — 100 грн

Сейчас вы читаете новость «Трамвай в Карпаты». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть