Андрей Василитчук, 41 год, играл за сборную Украины тринадцать лет назад. Тогда он выступал за тернопольскую "Ниву". Потом перешел во львовские "Карпаты", хотя мог оказаться даже в киевском "Динамо". Сейчас выступает за ветеранов "Карпат" и не пропускает ни одного домашнего матча львовян.
Что являла собой сборная Украины 1993 года?
— Очень неплохая команда, подготовленная технически и тактически, но собранная практически "с нуля".
Тогда команду возглавлял Олег Базилевич.
— Серьезный специалист. Знал о футболе все. Даже "травил" с невозмутимым выражением лица, и ты не мог понять, шутит он или говорит серьезно. Много бесед проводил индивидуально. Команду комплектовал на базе "Динамо" и "Днепра". Остальных игроков подыскивали по ситуации. Сегодня ты мог играть, завтра — нет. И только один человек гарантированно выходил в стартовом составе — Виктор Леоненко.
В октябре 1993-го мы осуществили турне по США. В воскресенье был тур чемпионата, а уже на следующий день, в понедельник, команда вылетела в Штаты. Летели часов восемь с пересадкой в Шенноне. В самолете даже в карты не играли, настолько устали. Просто спали.
Чем запомнились штаты?
— Тогда страна готовилась к Мунди алю-1994. Очень серьезной была работа всех служб. Мы играли с Мексикой в Сан-Диего. На поединок прибыло где-то 50 тысяч мексиканцев. Служба безопасности контролировала каждый шаг — от выезда из гостиницы до выхода на поле из раздевалки.
Буряк мог выругаться на английском
Не расслаблялись даже вне поля. За пределы гостиницы практически не выходили. Да и денег тогда не было: платили нам за матчи символично.
Приглашение в сборную стало для вас неожиданным?
— Конечно. Я только год играл в тернопольской "Ниве". Но в принципе шанс играть тогда предоставляли всем. Пришлось и мне выйти на поле.
"Нива" тогда решала высокие задания?
— Команду тренировал Леонид Буряк. С ним "Нива" не могла быть в турнире статистом. Буряк — вдумчивый, интеллигентный тренер. Хотя мог выругаться. Но только на английском языке. По моему мнению, с той "Нивой" Буряк был способен достичь большего, чем с "Черноморцем", куда поехал работать. В Тернополе люди не были так развращены футболом, как в Одессе. "Нива" стала седьмой в чемпионате, чуть не дотянув до четвертого места. А футболисты, как и Буряк, неплохо трудоустраивались: Леженцев перешел в киевское "Динамо", Тяпушкин и Тернавский — в московский "Спартак", Гашкин — в московский ЦСКА.
В 1994 году "Нива" дважды обыграла "Шахтер" в Тернополе.
— Точно. В первый раз мы выиграли у горняков 2:1. Я был дисквалифицирован, сидел на трибуне. Судил матч Константин Панчик из Симферополя. По мнению представителей Донецка, не зачел им чистый гол. Оператор "Шахтера" был за нашими воротами и предоставил доказательства того, что мяч пересек линию ворот. Но в повторном матче, 1 декабря, мы переиграли "Шахтер" без сверхусилий — 2:0.
Кто финансировал тогда "Ниву"?
— Областная власть. Предлагали неплохие условия. Я получил государственную квартиру в Тернополе. Хотя подъемных не получил. Не повезло.
Почему вернулись в "Карпаты"?
— Мирон Маркевич позвал. А коренному львовянину всегда хотелось играть в родном городе.
Президент "Карпат" Петр Дыминский обвиняет Маркевича в договорных матчах. Приходилось в них участвовать?
— К счастью, нет. Хотя такие матчи существуют. Что я могу сказать? Маркевич — прекрасный стратег, он мыслит глобальными категориями. Дыминского я не знаю, и слава богу.
Как сложилась ваша карьера в Польше?
— Неплохо. В первой лиге местного чемпионата мог пешком ходить. Но потом уровень вырос, пришлось "включаться", вспомнить о скоростях.
Как семья отнеслась к переезду в Польшу?
— Нормально. Даже сын в Польше родился. Бытовых проблем не было. Язык быстро выучил, ментальность наша похожа на польскую. В футбольном плане — никаких проблем. Играл в свое удовольствие. Даже на режиме зациклен не был. Разрешал себе пиво после матча.
Ваши дети — спортсмены?
— Да. Дочь занимается каратэ. А сын выбрал футбол. Тренируется в детской школе "Карпат", в группе Василия Лескива.
Футбольной карьерой довольны?
— Частично. В 1994-ммог оказаться в киевском "Динамо". Разговаривал с Григорием Суркисом и Йожефом Сабо. Но президент "Нивы" захотел 120 тысяч долларов. Суркис ответил, что за такие деньги он купит четырех молодых футболистов.
1965, 13 июля — родился во Львове
1987 — впервые поехал за границу, в Болгарию
1992 — вступил в брак с Оксаной Вахулой, родилась дочь Наталья
1993 — дебютировал в сборной Украины
1995 — перешел из тернопольской "Нивы" во львовские "Карпаты"
1997 — родился сын Андрей
1997 — игрок польского клуба "Гетман" (Замосць)
Комментарии