31-летняя Татьяна Кундас из Костополя Ровенской области не знает, как выглядит ее единственная дочь. Женщина 12-й год не встает с постели, не говорит и не узнает никого из родных. Она так и не пришла в сознание, с тех пор как ее сбила машина.
67-летняя Любовь Чибисова с дочерью Татьяной живут в старой хате на окраине Костополя. В просторной комнате чисто, из кухни пахнет кофе.
Татьяна полулежит на диване с широко раскрытыми глазами, но взгляд отсутствующий. Со всех сторон ее подпирают подушки. Время от времени женщина прижимает к подбородку сведенные судорогой пальцы.
— Иногда кажется, она улыбается. Особенно когда зачесываю волосы и говорю, что люблю ее, — хозяйка приглашает присесть на табурет. — Но она не слышит меня.
Любовь Чибисова достает из шкафа старые фотографии Татьяны.
— Красивой она была до аварии, правда? — женщина утирает слезы ладонью. — Врачи давали всего два шанса из ста, что будет жить. Нас выписали домой умирать. Но она чудом выжила, потому что я всю дорогу молилась в скорой.
В последний раз Татьяна разговаривала с родными в 1996 году. На День независимости она пошла гулять на площадь с мужем Сергеем и тремя друзьями-соседями. Полугодовалую дочку Елену оставили дома с бабушкой.
— В полночь меня разбудил звонок в двери. Помню только крик соседки "Таню сбила машина!" и белый кафель в реанимации. Дочка была вся в крови, из нее торчала капельница, а кусок бедра вырвало с мясом, — вспоминает Любовь Чибисова. — Ее сбили на параллельной глухой улице возле дома.
Нас выписали домой умирать
Татьяна шла по дороге за друзьями последней, когда на нее налетела новенькая "Альфа Ромео". Юнец за рулем был выпивший и ехал с друзьями в корчму "Крайняя хата". Удар был настолько сильным, что Татьяна выбила своим телом лобовое стекло и перекатилась через крышу машины. Она пролетела еще 17 м.
В районной реанимации женщине прооперировали ногу и гематому в голове. Потом Татьяна полгода пролежала в диагностическом центре в Ровно. За это время сделали еще две операции. В груди образовался пролежень, и горлом хлынул гной.
— Таня не могла дышать и есть без специальных аппаратов. В горло вставили пластмассовую трубку. И опять сказали, что она безнадежна, — вспоминает мать. — Никто не верил, что я довезу доченьку до дому живой.
С тех пор каждый день Любови Чибисовой начинается одинаково. С Татьяной они спят на одной кровати.
— Встаю на рассвете — Таню нужно помыть, накормить, переодеть. Каждый день приходит соседка Надя и помогает перенести ее на диван, — рассказывает хозяйка. — Сначала я кормила дочку через зонд — натирала на терке фрукты, вливала соки. А потом у Тани возобновился глотательный рефлекс и она стала есть из ложечки. Чтобы накормить, я стою по два часа — аж ноги затекают.
Татьяна научилась самостоятельно дышать и открыла глаза через год после операции. Иногда реагирует на свет, музыку — у нее изменяется мимика лица. Однако она до сих пор ничего не говорит и не видит. Зубов у нее уже нет — с гнили, потому мать попросила стоматолога вырвать их.
— Меня поддерживает только вера в Бога и помощь родных, — сознается женщина. — Без них я не выдержала бы этой боли.
Муж Татьяны после трагедии уволился из армии и с дочкой живет у своих родителей. Работает на автозаправке. Сергей так и не женился. Привозит продукты. Подержит жену за руку, да и едет на работу.
Аленка часто навещает мать. Любит смотреть видеокассету со свадьбой родителей.
— Хочет запомнить маму красивой. Аленка не знает ее голоса, — говорит бабушка.
В 2004 году о судьбе Татьяны узнал Виктор Ющенко, когда приезжал на митинг в Костополь. Ему передали записку через охранников. Президент попросил чиновников разобраться. Однако виновников трагедии так и не наказали.
— Мужчина, который сбил дочку, в настоящее время работает в прокуратуре Ровенской области. Сразу после ДТП он сбежал за границу, — рассказывает Любовь Чибисова. — Следователи признали его невиновным и закрыли дело.
Комментарии