— В прошлом году объем рыбного рынка Украины составлял 380 тысяч тонн. Из них продукции национального производителя — лишь 80 тысяч тонн. Остальное — из Норвегии, России, Балтийских стран, — говорит 47-летний Василий Коротецкий, глава Федерации работодателей и предпринимателей рыбохозяйственной отрасли Украины. Рассказывает о причинах упадка отрасли.
— В 1991 году Украина произвела почти 800 тысяч тонн рыбной продукции. В частности 600 тысяч составлял океанический промысел. Имели 240 крупнотоннажных судов, которые работали в океане. Остальное давали предприятия, которые искусственно выращивали рыбу, промысел в Черном и Азовском море. Государство полностью обеспечивало потребности 52 миллионов населения. Теперь остались четыре океанических судна. Схемы их работы закрыты. Работают на иностранные компании, в бюджет Украины платят копейки.
Аннексия Крыма повлияла на ситуацию?
— Да. До 2014 года в Черном море работало 80 судов. Сейчас их осталось меньше 20. В прошлом году выловили около 4 тысяч тонн рыбы. Это — слезы. Азовское море стало более открытым для промышленного вылова. Но с 1990-х годов там поочередно уничтожили осетровых, судака, пиленгаса. Остался один бычок.
В чем проблема?
— В коррупции. Наибольших масштабов она достигла в 1994 году, когда президентом стал Леонид Кучма. Он создал Министерство рыбного хозяйства Украины под отдельного человека — Николая Швыденко. За три года работы тот уничтожил отрасль.
Какие коррупционные схемы действуют сейчас?
— Украинское ноу-хау конца 1990-х — специальные товарно-рыбные хозяйства. Их использование не предусматривает уплаты в бюджет. Это — узаконенное браконьерство. В Украине 656 таких хозяйств. О работе отчитывается 161. Средний плановый показатель для них — 230 килограммов рыбы на гектар водоема в год. А они выдают 46,6. В деньгах теряется почти 350 миллионов гривен. Соответственно, налог не поступает в бюджет. Колоссально занижают объемы вылова рыбы. Ее продают в "тени". Полученные средства делят пользователь водоема и рыбинспекция, которая должна контролировать хозяйство.
Какие еще есть нарушения?
— Почти полное отсутствие рыбозащитных сооружений на водозаборах. Балансодержатели дают взятки рыбинспекторам, чтобы их не устанавливать. Таких гидросооружений в Украине более 1300. Взятка с одного объекта достигает 100 тысяч гривен. Третья схема — согласование Госрыбагентством добычи песка, гравия на землях водного фонда.
Как она действует?
— Речь об объективности сумм, начисленных как возмещение ущерба окружающей среде в бюджет. Взятка за одно согласование колеблется от 10 до 100 тысяч долларов. По нашим подсчетам, чиновники в Госрыбагентстве незаконно обогащаются почти на миллиард гривен ежегодно.
На чем, например?
— В Николаевской области создали СТРХ для вылова рыбы в Южном Буге. Но управление Госрыбагентства больше года отказывается его согласовывать. Потому что заказчик хозяйства — "Агрофирма Корнацких" — не платит взятки за согласование. В то же время на озере Кагул в Одесской области происходит почти открытое браконьерство. Не зарыбливают, вылавливают редкие виды рыб. Чиновники Госрыбагентства это покрывают.
Какая ситуация с браконьерством?
— Госрыбагентство отчитывается о реформировании в этом направлении. В действительности оно заключается в переименовании службы рыбоохраны в Рыбоохранный патруль. Сократили профессиональных специалистов, а на руководящих должностях остались люди старой системы.
Одно из управлений Госрыбагентства возглавляет руководитель, которого в 2012 году приходили арестовывать за взятку. Тогда он прыгнул с второго этажа, чтобы не задержали. Об этом случае руководство знает. Но чиновника держат.
Патрули противодействуют браконьерам?
— Рыбоохранным патрульным выгодно плодить браконьеров на своих участках. Одни работают без документов — под так называемыми "черными флагами". Для них есть четкая такса: день работы — 1-2 тысячи гривен. Инспектор имеет с них прибыль и покрывает их, предупреждает о правоохранительных рейдах. Размер взятки зависит от вида рыбы, зоны промысла, его объемов. Юг — дороже, север — дешевле. Происходит неконтролированный вылов. Это приводит к тенизации национального рыбного рынка.
Браконьеры с документами — это кто?
— Они имеют официальное разрешение, но работают по договоренности с рыбинспекцией в запрещенных районах, заповедниках, запрещенными орудиями лова. Если, например, на водоеме разрешено ловить сеткой 80 миллиметров, то они берут более мелкую. Перелавливают свою квоту.
Какие штрафы за браконьерство?
— Сумма не принципиальна. Главное, чтобы нарушители не избежали наказания. Но пока существует договоренность между браконьерами и инспекторами — ситуация не изменится. За рубежом обязательным является сертификат о происхождении рыбы. Без него не допустят в торговую сеть. Так должно быть и у нас. Однако браконьерское лобби не дает возможности получить законодательную базу для утверждения настоящего документа.
Комментарии