На "Лугансктепловозе" за январь и март погасили долг по зарплате. За это рабочие благодарят охранника предприятия 40-летнего Владимира Тараканова, который 2 апреля облился ацетоном и поджег себя на ступеньках Луганской облгосадминистрации.
— Он вспыхнул, как факел, а над головой держал фотографию жены с девочкой, — рассказывает "ГПУ" 32-летний милиционер Анатолий Гуторов, который в тот день дежурил возле облгосадминистрации. — Пока я сбивал с него пламя, мой напарник вызвал "скорую". Его на носилки кладут, а он, обгоревший, бормочет: "У меня две девочки, им надо есть".
Владимир работает стрелком ведомственной охраны на "Лугансктепловозе". В день трагедии он зашел в бухгалтерию завода спросить, когда будет зарплата.
— Когда будет, мы вас пригласим, — ответили ему.
— Три месяца зарплату не платите, семью кормить не чем. Может, облить себя бензином и поджечь, — возмутился Тараканов. В ответ услышал, что такое шоу в дирекции завода посмотрят с удовольствием.
— Отец пришел расстроенный, — рассказывает 12-летняя Лиза, дочка Владимира. — Я хотела его покормить — бабушка утром борщ сварила. Но он отказался. Только воды попил и пошел в комнату. Вдруг слышу — грохот. Вижу, лежит на полу, лицо бледное и не дышит. Я так испугалась! Позвонила в "скорую", плачу. Мне сказали позвать взрослых и бросили трубку. Я вспомнила, что дают нашатырь понюхать, но где его взять? Макнула ватку в ацетон, в нашей кладовке бутылка стояла, и папа открыл глаза.
Через несколько часов возле администрации Владимир Тараканов облился ацетоном из бутылки, которую нашла дочка.
— Мы действительно задерживали плату. У нас тогда были не лучшие времена. "Укразализныца" задолжала 10 миллионов гривен, — говорит директор завода Виктор Бикадоров. — Но мы пытаемся поддержать своих рабочих. Тараканов никогда не обращался за материальной помощью.
С ожогами ІІ степени Владимир Тараканов попал в ожоговое отделение больницы. У мужчины было обожжено больше 20% тела.
— С психикой у Володи все в порядке, — говорит коллега Тараканова охранник Сергей Аверченко. — Он человек грамотный и не хуже других понимает, что никакие деньги не стоят здоровья. Просто нервы немного сдали. Мужик вкалывает, а семья голодает. Впрочем, он же лег за нас всех на амбразуру. Нашу власть ничем не проймешь. Слышали, что зимой в городе делалось? На Краснопольский шахте 13 мужиков в забое голодали. Думаете, кого-то это тронуло?! Пока жены в забой не спустились, долги отдавать не хотели.
В этом году "Лугансктепловозу" исполнилось 110 лет. На заводе собирают грузовые магистральные тепловозы. В марте 200-го почти 80% акций завода купили бывшие конкуренты луганчан — российское предприятие "Брянсктепловоз". В настоящее время рабочие не верят в перспективы украинского завода, потому увольняются.
На заводе не выплачивали зарплату в январе, феврале, марте. Рабочие выкручивались, кто как мог. Семье Владимира было затруднительно. Накануне его жену уволили с хлебозавода по сокращению. В центре занятости ей платили 500 грн. Денег едва хватало на хлеб, проезд и школьные завтраки дочке.
С Виолеттой, женой Владимира, встречаемся во дворе старого трехэтажного дома в рабочем районе. Тут жили родители жены, которые когда-то приехали из России осваивать Донбасс.
— Дело даже не в голодании, — говорит Виолетта Тараканова. — Володя — мужчина, понимаете? Привык обеспечивать семью. Он переживал, что мы недоедаем, что не купил нам подарков на 8 Марта. Грозили отключить за долги свет и газ. Еще и у меня порвались сапожки.
Владимир познакомился с Виолеттой на речке. В 90-х годах он работал водолазом-спасателем.
— Моя подружка тонула, а он ее вытянул из воды, — говорит женщина. — А на завод пришел после травмы — ребенка из-под автомобиля вытянул, а сам под колеса попал.
На третий день после самосожжения Тараканова в больницу приехал представитель дирекции завода и через врача передал деньги — долг по зарплате. Владимир получал 600–700 грн в месяц.
В больницу к Володе пришла делегация жен
— Это же копейки, — вздыхает врач. — Чтобы поднять его на ноги, нужно тысячу гривен в сутки.
На следующий день позвонили с завода и сказали:
— Лечите как надо. Мы все заплатим.
Виола гордится поступком мужа:
— В больницу к Володе пришла делегация жен его коллег по работе, — вспоминает. — Сказали: "Наши мужья не решались отстаивать свои права, а ты смог".
Неделю назад Владимир Тараканов вышел из больницы. На "Лугансктепловозе" остается долг по зарплате за февраль и апрель.
Комментарии