Львовянин Зиновий Мартыняк, 42 года, находится в Черновицком следственном изоляторе. Он ожидает рассмотрения своей жалобы в апелляционном суде. Считает, что приговор (шесть лет лишения свободы) ему вынесли суровее, чем он заслужил. Зиновий уже побывал на скамье подсудимых — в 1996-м. Тогда он получил полтора года. Но через восемь месяцев попал под амнистию.
Зиновий, что случилось десять лет назад?
— Увидел, как знакомый каждую ночь что-то втихаря разгружает в свой гараж. Сразу понял, что грабленое. Но не знал, что это были две тонны никеля стоимостью свыше 40 тысяч долларов. Узнал об этом позже, когда вывозил товар, и меня задержали "беркутовцы". На следствии написали, что я крал не никель, а металлические листы. Никель менты забрали себе, а мне дали полтора года. В связи с амнистией выпустили на свободу, поэтому первая судимость у меня давно погашена.
А почему снова начали красть?
— Тяжелая жизнь заставила. Тещу в Лондоне прооперировали, стоило 40 тысяч евро. Я одолжил деньги под проценты, а отдавать не было чем. Потому и начал красть. Сделать отмычки мне не тяжело, я же автослесарь по специальности.
По материалам следствия, вы разбогатели по меньшей мере на полмиллиона гривен.
— Сначала менты приписали мне целых 250 эпизодов. А потом сбросили часть: не мог я физически в одно и то же время обворовать квартиру в Луцке и Черновцах! По приговору суда, за мной числится 196 эпизодов. На самом деле — не больше 80 обворованных квартир. И я это докажу! Считаю, что райсуд осудил меня на такой длительный срок несправедливо.
Деньги прячут в матрасах, в шкафах между бельем, в туалетах, в стеклянных банках с крупой, вентиляционных трубах, даже в Библии
Это был не суд, а комедия. Все делали быстро, без прокурора. Сначала судья через посредников хотела, чтобы я дал ей взятку — семь тысяч долларов. А потом почему-то передумала. Это несправедливо, и я могу ее за это наказать. Как? А выйду отсюда и "загляну" в ее квартиру.
Беда в том, что я — доверчивый человек. Во Львове в прокуратуре и милиции мне говорили, что помогут в суде получить максимум три с половиной года, если возьму на себя чужие кражи. Я поверил. И что? Дали аж шесть! А мог запросто податься в бега, ведь на воссоздание краж ездил с операми без наручников, жил дома. Более того — у меня есть фотографии, где мы с ними пьем, играем пистолетами.
А "сдал" меня приятель, который знал, что я - квартирный вор. Да и некоторые отпечатки пальцев здесь, в Черновцах, да в Тернополе остались. В одном из черновицких райотделов мне принесли бутыль вина, хорошую закуску — только бы я взял на себя несколько чужих краж. Согласился, а меня обманули в суде.
Но я с этим не смирился, написал апелляцию. Отсижу шесть лет, выйду на волю. И то количество краж, которые мне приписали, отработаю в каждом городе — в зависимости от приписанного. Но тогда я уже как следует экипируюсь — инструментами, маской, перчатками. И будьте уверенны: никто меня не поймает!
А почему приехали именно в Черновцы?
— Потому что здесь люди, я слышал, имеют деньги, ведь есть большой Калиновский рынок. В Черновцах "кинул" квартир восемь — в районе машзавода, возле Калинки. А меня возили куда-то на улицу Кобылицы, где я никогда и не был.
Больше всего повезло, когда взял 18 тысяч евро
Везде, где бы ни "работал" — во Львове, Луцке, Тернополе и у вас, — брал лишь деньги и золотые изделия, клал в полиэтиленовый пакет и выходил — меньше подозрений. Мог еще взять новую курточку своего размера. А мне приписали, что крал продукты, телевизор, дрель. Зачем мне было это брать, если такой товар запросто можно в магазине купить?
Зиновий, а если приговор изменят в вашу пользу?
— Тогда завяжу с этим ремеслом. У меня же двое несовершеннолетних детей. Меня здесь не обижают, но жену ко мне не пустили. Если я такой ловкий вор, что обокрал целых 200 квартир, то скажите: разве можно за шесть месяцев исследовать все эпизоды?
А где награбленные деньги?
— Нету. Часть отдал за долги, остальные потратил на пропитание.
Как говорит Мартыняк, на кражу в квартире ему хватало трех минут. В бедных домах денег не брал — из принципа. Мол, хоть и вор, но не такой, чтобы пенсионеров обижать.
Какие основные секреты ремесла?
— Если квартира закрыта на два замка — значит, там никого нет. Вообще, я "чистил" дома до 12 часов дня, потому что позже хозяева могли наведаться домой, скажем, пообедать. Подходил к квартире и прислушивался, нет ли кого внутри. Если тихо, то звонил. Тогда 20 секунд - на открытие замка. Заходил и считал до минуты, а потом выглядывал в коридор, на площадку, нет ли кого. Дальше — искал деньги. Через три минуты, нашел что-нибудь или нет, выходил.
И где люди обычно прячут ценности?
— Как правило, в спальнях, под тумбочками, в матрасах, в шкафах между бельем, в туалетах, в стеклянных банках с крупой, в вентиляционных трубах, в пришитых на шторах кармашках, даже в Библии. А я прятал бы на балконе — туда ни один вор не заглянет, соседей побоится.
Больше всего повезло, когда взял 18 тысяч евро. Случались еще две, три, пять тысяч долларов. А было и 200 гривен.
Мартыняк — мужчина не без актерских способностей. Рассказывает, что как-то его застала на горячем хозяйка.
Открыл один глаз, глянул на меня, и снова уснул
— Я сел на кухне и жду. Молодичка увидела меня и остолбенела. Спрашиваю, как ее фамилия. Потом говорю, что ошибся квартирой, из которой один мужчина мне должен. И вынул деньги. Женщина обрадовалась, сказала, что это ее, даже кофе угостила.
А как-то при выходе из квартиры меня подстерегли двое мужчин, хотели милицию вызвать. Я дал им по 100 долларов, получил несколько пинков, но меня отпустили.
Не боится Зиновий и собак. Говорит, что они у горожан ленивые и избалованные. Запросто берут из рук угощение. После этого их легко закрыть в ванной.
— В одной из квартир увидел на кровати какую-то гору, укрытую одеялом. Подумал, что это хозяин. Но не шевелится. Подождал минутку, приподнял одеяло — а там здоровенный бульдог спит. Открыл один глаз, глянул на меня, и снова уснул. Ну, а я пошел брать свое.
Как-то Мартыняку пришлось два часа просидеть под кроватью, пока хозяева смотрели телевизор. И только когда мужчина направился в ванную, а его жена — на кухню, вылез из тайника и тихо прикрыл за собой входную дверь.
О воровской деятельности Мартыняка заведено 30 томов уголовного дела, на разные экспертизы истрачено 23 тысячи гривен. На его след милиционеры вышли после третьего визита в Черновцы. Арестовали Мартыняка львовские спецназовцы. Рассказывают, что во Львове он заказывал такси в Черновцы, там обворовывал квартиру, а водителю говорил, что сестра просила забрать вещи. Когда на руки вора надели наручники, он сказал:
— Аж теперь нужно платить!













Комментарии