Генеральная прокуратура признала: индийская вакцина против кори и краснухи была качественной. Об этом представители ведомства заявляли 11 июня на заседании Печерского райсуда столицы. Суд выяснял, законно ли возбудили уголовное дело против бывшего главного санитарного врача Украины Николая Проданчука.
— Я спрашивал следователя, есть ли у них претензии к вакцине, — говорит 52-летний Николай Шупеня, адвокат 55-летнего Николая Проданчука. — Он ответил, что нет. Ее качество сомнения не вызывает. Главное для них — доказать вину Проданчука.
13 мая прошлого года в городе Краматорск Донецкой области умер 17-летний Антон Тищенко. Накануне ему сделали повторную прививку от кори. Была версия, что именно вакцина спровоцировала смерть. После происшествия генпрокуратура приостановила вакцинацию, возбудила уголовное дело. Арестовала главного санитарного врача. Его обвиняли в превышении служебных полномочий. Мол, подписал одноразовое разрешение на ввоз вакцины без регистрации.
Николай Проданчук — директор Института экогигиены и токсикологии им. Медведя, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины. Имеет три высших образования: медицинское, экономическое и незаконченное юридическое. С женой воспитывают сына и дочку. Его арест возмутил международные медицинские организации. Соответствующие письма направили Европейская токсикологическая ассоциация, Американская организация токсикологов, Всемирная организация токсикологов. Просили отпустить врача художники, поэты, композиторы. Дирижер Национальной оперы Герман Макаренко обещал выучить "Мурку" и сыграть ее под стенами следственного изолятора.
Через три дня Проданчука выпустили на подписку о невыезде. Он ходил на допросы, однако 26 мая 2009-го врача объявили в розыск. Мол, неизвестно его местонахождение.
— Николай Георгиевич на лечении, проходит курс химиотерапии, — говорит пресс-секретарь Юлия Еловикова. — Никуда не прячется, дает интервью. Но врачи его не выпускают — нельзя перерывать курс. Телеканалы показывали Николая Георгиевича.
Николай Проданчук прокомментировал ситуацию с вакцинацией:
— Украина не один год вела переговоры о массовой иммунизации кори и краснухи со Всемирной организацией здоровья и детским фондом Организации объединенных наци й— ЮНИСЕФ. В 2007 году разработали проект распоряжения Кабинета Министров "Об утверждении плана мероприятий по проведению дополнительной иммунизации населения против кори и краснухи". Его утвердили министры двух правительств — Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Все чиновники, которые имели к этому отношение, согласовали план мероприятий, в частности и руководители Службы безопасности Украины и губернаторы. Ни для кого не было секретом, какая вакцина ввозится в Украину. Никаких сетований. Не было претензий к вакцине и у представителей Академии медицинских наук Украины или Министерства юстиции. Проект я получил в наследство, потому что меня назначили главным санитарным врачом 9 января 2008 года.
Мы взяли 9 миллионов доз качественной вакцины и не использовали их
Государственная служба лекарственных средств создала официальный документ, который позволял ввозить индийскую вакцину в Украину. Потом предприятие "Центр иммунобиологических препаратов" сертифицировало вакцину, выдало акты соответствия. После того Государственная служба лекарственных средств выдала заключение о соответствии вакцины установленным показателям качества. Это позволило законно использовать лекарства.
— Я удивляюсь, что прокуратура приостановила иммунизацию, — говорит Николай Георгиевич. — Ни в одной стране прокуратура не вмешивается в медицинские процессы. Они имеют свои алгоритмы, которые нельзя изменять. Через несколько дней было понятно, что вакцина не связана со смертью подростка в Краматорске. Об этом свидетельствуют заключения трех комиссий Минздрава и Всемирной организации здравоохранения. Вакцинацию можно было продолжить. А теперь вся страна замерла, ожидают завершения следствия. Во всех грехах обвиняют только меня.
Директор института продолжает лечиться. После завершения курса вернется к работе.
— Но я до сих пор в розыске, — говорит Николай Проданчук. — Цель у Генпрокуратуры одна: заставить меня смириться с тем, что я виноват. Теперь добились, чтобы моего адвоката отстранили от дела. Такого вообще еще не было. Украина понесла огромные убытки из-за всего этого. Попросила гуманитарную помощь, но из-за запрета люди ее не получили. Весь мир увидел, что мы взяли 9 миллионов доз качественной вакцины и не использовали их. Срок их действия завершается в сентябре 2009-го. А эти вакцины спасли бы жизнь людей в более бедных странах. Это еще раз доказывает, что украинские политики борются за влияние, а бизнесмены — за рынки и госзаказы. В этой борьбе пренебрегают здоровьем нескольких поколений.
— Я называл минимум семь законодательных документов, которые обязывали Николая Георгиевича подписать разрешение на ввоз, — говорит адвокат Николай Шупеня. — Он их выполнил. А следователи сделали его виновным. Очевидно, что здесь вмешалась политика.













Комментарии
4