"Наш город оказался на грани экологической катастрофы, — говорит о райцентре Волочиск Хмельницкой области депутат городского совета Олег Мазур, 34 года. — Питьевую воду для жителей города берут в 2 километрах от места сброса нечистот. А в тех стоках — инфекция, попадающая из инфекционного отделения райбольницы, потому что ее канализация подсоединена к общей".
Райцентр Волочиск в 70 км от областного центра. Здесь 26 тыс. жителей. Рядом протекает река Збруч — граница Хмельниччины и Тернопольщины.
— Стоки в Збруч попадают через нелегальные трубы, — объясняет депутат. — Посмотрите на реку.
Районная больница расположена на холме. Ниже — частный сектор. Сразу за ним начинается территория сахарного завода, вокруг которого стихийная свалка.
Сильно воняет. Вокруг территории сахарозавода кучи мусора. Из-под хлама вытекает ручей с водой темно-синего цвета. Пытаюсь добраться к нему. Под ногами чавкают пустые бутылки, полусгнившие тела домашних животных. Закрываю нос, чтобы удержаться и не блевать. Вода бьет фонтаном из-под земли. По мусору течет в ров, дальше — в Збруч. В тот же ров выводят свои коммуникации люди, живущие в частном секторе.
С другой стороны насыпи — озеро и единый в Волочиске городской пляж. По мостику ведут детей со школы жители села Дорофеевка Тернопольской области. В прошлом году там закрыли единственную школу. Крестьяне водят детей в Волочиск. Ежедневно проходят мимо отстойников, из которых текут нечистоты.
— Боимся за детей, — говорит Галина Попович из села Дорофеевки. — Кто знает, что в той воде. Ее сливают лет 18. С тех пор, как здесь пруд выкопали.
— Это еще зима, а что здесь летом творится, — берется за голову 74-летняя Стефания Кривошия из Дорофеевки. — Все покрывается желтой пеной, воняет ужасно. Прошлым летом мои внуки купались в Збруче. Приходят и говорят: "Бабушка, у меня все чешется". По всему телу появились прыщи. Мы им приказываем не купаться, но это же дети. А люди из Волочиска выбрасывают мусор прямо в Збруч. Хорошо, что у нас такого нет. Наш председатель сельсовета выделил машину, мусор ежемесячно забирают и вывозят.
Под ногами чавкают полусгнившие тела домашних животных
32-летний Тарас Микитин ежедневно водит двух сыновей в школу.
— Летом здесь вообще рейвах, — рассказывает 9-летний Сергей Микитин. — Вокруг куча бумажек. Воняет. Еще ни разу не видел, чтобы здесь кто-то убирал.
Мэр Волочиска и ее заместитель не видят экологической угрозы.
— Водоканализационные предприятия в Збруч стоков не сбрасывают, — заявляет заместитель городского председателя 40-летний Сергей Черпак.
— Мы уже изготовили проектную документацию на реконструкцию очистных сооружений, — говорит мэр Галина Черная. — Из городского бюджета выделили 200 тысяч гривен. А стоимость проекта — 7 миллионов. Когда дадут из государственного бюджета деньги — тогда и реконструируем. А то, что нечистоты текут из сахарного завода, — это вопрос к киевским владельцам.
В нескольких километрах от Волочиска расположено село Копачевка. Его жители тоже жалуются на вонь. Написали заявление в районную государственную администрацию. Просят выяснить, какие стоки вытекают из трубы в реку.
— Как в Волочиске проложены трубы, не знает никто, — признается Владимир Богославец, голова Волочиской райгосадминистрации. — Бывший начальник водоканала, ныне покойный, прокладывал их по своему усмотрению. "Копаем здесь, и все", — говорил. Его не раз увольняли, но когда прорывало, снова принимали на работу. Кроме него, никто не знал, где трубы проложены. В городе есть такие трубы, которых нет ни на одной карте. Из них может течь все, что угодно.
Главный санитарный врач Волочиского района 48-летний Анатолий Коломиец также не исключает подпольных сбросов нечистот.
— Мы отобрали пробы воды в селе Копачевка, — говорит он. — Обнаружили там бактерии сальмонеллы, синегнойной палочки, остатки фекалий и так далее. Некоторые показатели превысили допустимые нормы в сотни раз. Брали пробы воды и возле сахарозавода, но они не прошли экспертизу. Если и там зафиксируем превышение норм, материалы передадим в прокуратуру.
Комментарии