
Ежегодно весной по всей стране объявляют весеннюю толоку. Убирают улицы, парки, лесополосы, прибрежные зоны. Вывозят кучи мусора, а через несколько дней он там появляется опять и накапливается до следующей уборки.
Мусор оставляют на природе отдыхающие или жители вывозят его из квартир и домов. Эффективно бороться с нарушителями невозможно прежде всего из-за низкой культуры, отсутствия нормативной базы и низких штрафов.
— Я был шокирован, когда мы со студентами убирали в прошлом году берег Ворсклы в Полтаве за гостиницей "Турист", — говорит один из организаторов акции "Малым рекам — большое беспокойство" Юрий Кращенко. — Находили старые двери, доски, кучи битого кирпича. Это же люди из микрорайона Левада принесли, а затем туда же пойдут на реку отдыхать. Много битого стекла, полиэтилен, пластиковые бутылки.
Студенты также чистили реку Тарапунька около Ботанического сада.
— Она протекает в основном через дворы частного сектора, — продолжает Юрий. — Поражает, что люди используют ее как сливной канал и им безразлично, что мусор этот накапливается около их дворов. В этом году планируем выйти со студентам чистить берега в начале мая. Но даже если нам будут помогать все студенты города, их руками не навести порядок. Нужно, чтобы не мусорили.
Полтавчане любят отдыхать в местном дендропарке около Якивцив. А потом оставляют после себя пластиковые бутылки, одноразовую посуду, объедки. На кусты и деревья ветром позаносило полиэтиленовые пакеты. Еще в дендропарк местные вывозят бытовой мусор и выбрасывают его при въезде со стороны Якивцив.
— Все спрашивают, когда там уберут. А кто должен это делать? — возмущается Юрий Стрюк. Он начальник инспекции по контролю за благоустройством, экологическим и санитарным состоянием Полтавы. — Город уберет, но это все деньги, которые не попадут детям, больным людям, ветеранам. Из всех Якивцив свозят мусор в дендропарк, а затем звонят нам: мол, уберите, потому что воняет. И никого не оштрафуешь, потому что днем открыто не возят, а ночью инспекция не работает.
За засорение законодательство предусматривает штраф от 17 до 51 грн.
В апреле 2007-го в области создали экологическую милицию. Через полгода ее расформировали
— Это просто мизер, — замечает Стрюк. — И то штрафы выносятся на рассмотрение административной комиссии. А она может вынести только предупреждение. Все зависит от сознания людей. Мы проверили — ни у одного жителя Якивцив и живущих рядом нет договоров с коммунальным автотранспортным предприятием номер 1628 на вывоз мусора. Коммунальщики с одного жителя берут всего 2,9 гривни в месяц. Но даже столько не хотят платить. Жаль, нет закона, который бы жестко регулировал такие вопросы.
На Дублянщине за остановкой около железнодорожного пути и за переездом на Красноградское шоссе на Климивцы организовали стихийную свалку.
С начала года экологическая инспекция Полтавы составила 1,1 тыс. протоколов на тех, кто мусорит, и 5 тыс. приказов на уборку мусора.
В Кременчуге больше всего засорена набережная Днепра.
— За саму реку отвечает управление водных ресурсов. А набережная ни за кем не закреплена, — объясняет главный специалист по благоустройству Кременчугского горисполкома Светлана Хоменя, 45 лет. — Там высокая шестиметровая дамба. Люди бросают мусор за парапет, он попадает в реку. Если в парках у нас работают дворники, то на набережной только акции проводим. То молодежь поубирает, то партия зеленых. Обращаться к совести напрасно.
На День окружающей среды Молодежный парламент Кременчуга очистил набережную и парк около городского дворца культуры им. Петровского.
— У нас есть парки и скверы, где урн больше, чем скамеек, — продолжает Хоменя. — Но если люди бескультурные, то бросают мимо мусорников. Все зависит от воспитания в семье. Если ребенок идет и бросает бумажку, а родители не делают замечания, это не исправить никакими урнами. Поэтому начинать нужно с семьи, в школах ввести эстетику.
По мнению специалиста по благоустройству, решить проблему могла бы экологическая милиция, которая следила бы за чистотой. В апреле 2007 года в области провели эксперимент — создали такое подразделение при Министерстве внутренних дел. В Полтаве и Кременчуге работали по 10 милиционеров. Говорят, эффект был. Но через полгода эту милицию расформировали, потому что коллегия МВД не организовала постоянное подразделение.
В Великой Богачке утверждают, что успешно борются с мусором.
— Парковую зону вокруг реки Псел распределили между предприятиями. Еженедельно вместе с комунхозом выезжаем и убираем. Поэтому мусорников у нас нет, — рассказывает Ирина Лихолит, 39 лет, из райсовета — Беседка для молодых закреплена за райотделом милиции, они с 15-суточниками там проводят исправительные работы. В парках для мусора стоят колодезные кольца. Но все равно сорят. Такие уж мы есть. Нам еще долго до цивилизации.
Поселковый председатель Александр Чебитько 24 апреля постановил: каждый бизнесмен, работающий на территории поселкового совета, должен заключить договор с комбинатом коммунальных предприятий на уборку мусора.
— Бутылки покупают у них, выручка идет им. Они получают прибыль, а мы — мусор, — замечает Лихолит. — Поэтому это справедливое решение.
В Бузковый гай в Диканьке приезжают много отдыхающих. Особенно, когда цветет сирень. В нем поселковая власть выставляет плетеные из хвороста корзины и пакеты на деревянных триногах, но люди все равно оставляют после себя мусор.
— Некоторые за собой убирают. Но есть много таких, которые отдохнули, встали и пошли, — говорит председатель поселкового совета Александр Ус, 42 года. — Из частного сектора часто вывозят в лесопосадки. Админкомисия пытается искать их и привлекать к ответственности. Но если не поймал за руку, доказать невозможно. Штрафы нужно сделать такие, как за нарушение правил дорожного движения. Поймали тебя, что ты выбросил бумажку — несколько часов или дней поработай на благоустройство поселка.
На местах отдыха около рек Псел, Хорол в Гадяцком районе чисто только там, где есть оборудованные пляжи.
— Там убирают и есть контейнеры, — замечает госинспектор по охране окружающей среды в Полтавской области Сергей Дивицкий. — А так берега рек загажены. Чего только после себя люди не оставляют! При каждом сельсовете создали админкомиссии для профилактики. Но они не действуют.
Комментарии