Полтавчанка 40-летняя Юлия Наризская за собственные деньги перекрыла крышу над своей квартирой в исторической двухэтажке с мансардой на ул. Октябрьской, 34 в Полтаве. Это памятник ХІХ в., чинить дом без разрешений нельзя.
- Просила коммунальщиков, чтобы положили кровлю. Поставили перед выбором - или жду, пока найдут средства, или они дают кран и я за своих кровные перекрываю крышу, - рассказывает. Живет в квартире №13. Внутрь квартиры не пускает. - Выбрала второе, за все заплатила больше 700 гривен.
Дом имеет два подъезда, 13 квартир, каждая около 60 кв. м. На первом этаже магазин элитной женской одежды, в подвале бар и туристическое агентство. В подъезде выщерблены лестница и стены. С потолка осыпается штукатурка.
Юлия заходит на чердак. Света нет. Над частью дома, где старая кровля, местами светятся дыры. Пол прогибается. По нему разбросаны старые стулья, мешки с вещами.
- Между кирпичами на крыше вода вымыла почти весь цемент, - говорит. - Недавно в квартире напротив крыша обвалилась. Хорошо, никого не придавило. А в подвале вода почти постоянно стоит, - говорит. - Но у власти на ремонты исторических домов нет денег. Жэк обещаниями о капиталке кормит. В последний раз в 2005-ом или в 2007 году здесь что-то делали. Мы заявления писали, к мэру ходили. Все без толку.
В Полтаве более 30 исторических зданий. Больше всего в центре, в самой престижной части города на ул. Фрунзе, Октябрьская, Ленина, Пушкина. На первых этажах работают магазины и кафе. Здания на балансе коммунальных предприятий города. Они должны делать ремонты. Жителям без разрешения делать перепланировку в квартирах и изменять фасады нельзя. За состоянием домов следит управление культуры, нарушителей штрафуют.
- На власть глаза давно закрыли. Недалеко отсюда по Первомайскому переулку домики барачного типа стоят. По возрасту ровесники нашего дома. Люди напрасно помощи ждали, а теперь стены сгнили и потрескались. Народ выехал, - говорит Юлия Наризская. - Чтобы и наш в прах не рассыпался, в подъезде и квартирах все делаем сами. Есть соседи, которые на своих жилплощадях второй ярус вывели, высота стен в 4,7 метра и толщина в 30 сантиметров это позволяет.
На втором этаже 58-летний Леонид Крищенко заканчивает ремонтировать свою квартиру.
- В отличие от обычных домов, здесь хорошая теплоизоляция, - говорит. - Летом в нем прохладно, а зимой тепло, потому достаточно обычных батарей. Правда, неудобно и страшно обои менять. Когда в последний раз клеил, прямо в квартире сбивал деревянные козлы, чтобы наверх добраться.
В 5-й квартире 79-летний Евгений Шкурба сделал евроремонт.
- Без всяких разрешений поменяли окна на пластиковые, потому что пока бы дождались государственной реставрации, те, которые были, полностью потрухли, - говорит дочка хозяина Елена. - Также сделали перепланировку. Сначала были две комнаты, так наша семья их разделила, вышли кухня, гостиная и две спальни.
Елена Евгеньевна отворяет новые двери в коридор.
- До революции здесь дворяне жили. А в 1942 году в нашей комнате Адольф Гитлер ночевал. С речью выступал с соседского балкона.
В управлении жилищно-коммунального хозяйства говорят, на капитальный ремонт исторических домов у города нет денег.
560
тысяч гривен в среднем стоит 3-комнатная квартира в историческом здании в центре Полтавы. 1 кв. м на первом этаже обойдется в 8 тыс. грн. В новостройке он стоит 5,5-10 тыс. грн.














Комментарии