"За нашу Советскую Родину!" — красный флаг с такой надписью держит средних лет женщина. Неподалеку, под заводом "Арсенал", стоят несколько десятков людей с красными флагами. На стене висит плакат: "И в 1917, и в 2007 гг. буржуи пили и продолжают пить кровь рабочих".
— Это были дети буржуев, — говорит прохожим женщина с красным транспарантом о юношах, погибших в 1918 году под Крутами.
Тогда около 600 учеников Первой юношеской военной школы имени гетмана Богдана Хмельницкого пытались не пустить в Киев большевистские войска.
Падает густой снег. С другой стороны дороги — около 500 людей с желто-голубыми и красно-черными флагами.
Сначала ряды в военной форме, за ними — в гражданском. Начинают идти к Аскольдовой могиле, где когда-то похоронили погибших под Крутами.
Первыми идут сто 15-летних кадетов лицея имени Ивана Богуна. На вопрос, от кого 89 лет назад защищали Киев их однолетки, неуверенно говорят:
Мужчины не могут сказать, от кого 1918-го защищали Киев
— От тех, кто завоевывал Украину... От немцев.
За кадетами идут курсанты. Дальше — мужчины с синими флагами Украинской народной партии. Они тоже не могут сказать, от кого в 1918-м защищали Киев студенты.
На Аскольдовой могиле участники колонны возлагают цветы возле памятного знака героям Крутов. К микрофону подходит председатель общества "Просвита" Павел Мовчан, 67 лет. Говорит о геройстве юношей в бою против большевиков. Напоминает, что тогда лидеры распустили войска по домам делить землю.
— И чем это обернулось? Подобная риторика господствует сегодня в Украине. Демократия, либеральные ценности... Будто их не нужно защищать. Мы становимся свидетелями фарисейства, когда говорят: универсалы будут работать, защищать Украину, — переходит к современности Мовчан.
Говорит, что никто не защитит Украину.
— Нужно требовать у тех, кому мы давали эту власть! Украинские национальные идеалы являются святыми. Наше войско должно быть мобилизованным, партии — едиными, — призывает Мовчан.
Начинается молебен. Его служит священник из греко-католической церкви св. Николая, расположенной рядом.
В январе 1918 года командовал юношами 27-летний сотник Аверкий Гончаренко. Бой продолжался целый день. Почти половина студентов погибли. Остальные во главе с Гончаренко отступили. Одна чота из 35 человек, отступая, попала в окружение. 28 из них закололи штыками. Впоследствии Гончаренко вспоминал, что в ночь перед боем у него был телефонный разговор с командиром большевиков Муравйовым. Тот якобы сказал:
— Приготовиться к встрече победоносной Красной армии, приготовить обед. Заблуждения юнкеров прощаю, а офицеров все равно расстреляю.















Комментарии
4