Народный депутат от "Нашей Украины" Борис Беспалый, 53 года, носит недорогие костюмы и пользуется простым мобильным телефоном. Корректен — даже без диктофона о каждом бизнесмене из группы "дорогых друзив" говорит только хорошо. По его мнению, все они по-своему гениальны. Вот только партии не всегда удается удачно использовать их сильные стороны.
Встречу Борис Беспалый назначил в парке возле станции метро Нивки. Пришел пешком с обычным полиэтиленовым пакетом в руке. Предложил посидеть в маленькой кофейне над озером.
Часть "нашеукраинцев" сейчас отдыхают в Монако. Любовь к роскоши не мешает им представлять интересы обычных людей?
— Вас послушать, так Монако кишит "нашеукраинцами". В действительности же несколько зажиточных людей несколько дней отдыхали на известных курортах. Знаете, есть что-то неполноценное в том, чтобы к этому цепляться.
Посмотрите, за кого проголосовали люди. Больше всего — за список "региональных" миллиардеров-миллионеров. Потом за БЮТ, который не очень в этом отстает. Голосуют люди за тех, на кого возлагают надежды, а не за имущественное положение. Например, самые бедные из киевлян массово голосовали за откровенно богатого Леонида Черновецкого. Наверное, связывают с ним надежды на лучшую жизнь.
Беспалый достает пакет. Вынимает оттуда тоненькую книжку: свой законопроект об отмене большинства депутатских льгот. Среди прочего предлагает прекратить раздавать депутатам квартиры.
— Такое впечатление, что депутаты в основном рекрутируются из бомжей, — говорит о практике предоставления нардепам квартир или денежных компенсаций за них. — В бедной стране привилегии для власть предержащих — аморально.
О своем законопроекте добавляет:
— Не все коллеги от моих предложений в восторге.
Они же за это не проголосуют...
— Голосование поименное, позицию каждого оценят люди. Чтобы упорядочить другие льготы, начинать нужно с себя.
Была ли бы Тимошенко лучшим премьером, чем Янукович?
Беспалый ненадолго задумывается. Смотрит куда-то вверх.
— Они оба " орговики". Наверное, Янукович более командный. И не только благодаря личным качествам. Еще и потому, что мощное окружение не дает ему "заигрываться". В своей среде он первый среди равных, а не диктатор. Там есть люди, влиятельнее его.
А Юлия Владимировна в своей среде — беспрекословный харизматичный лидер, с огромным отрывом даже от Турчинова. Все другие голоса там, похоже, вообще совещательные.
Вы голосовали против Януковича. Что думаете о его первых шагах на должности?
— Фракция "Наша Украина" приняла решение о свободном голосовании по кандидатуре Януковича. Следовательно, формально каждый мог голосовать, как вздумается. Но существует политическая логика. "Наша Украина" четко определилась, что в антикризисную коалицию она не играет. Поэтому последовательность предопределяла и негативное голосование за официального кандидата от этой коалиции. Я так и поступил. И оказался в оппозиции к антикризисной коалиции и ее премьеру.
У второго правительства Януковича есть достаточные предпосылки для успешной работы. Во-первых, он получил хорошее наследство от правительства Еханурова. Во-вторых, страну со свободными людьми, которые умеют работать по-современному.
Юрий Иванович был лишь первым среди равных
Главными его проблемами являются две. Первая: будет Янукович украинским премьером или малорусским губернатором? Вторая: его правительство одинаково будет относиться ко всем предприятиям и предпринимателям, или вернуться к политике двойных стандартов: донецкому клану — преференции, другим — притеснения.
Янукович изменился со времени своего первого премьерства?
— Первый раз он правил под патронатом Кучмы. Сейчас у Януковича и его министров значительно больше персональной ответственности за украинское государство.
В психологическом плане он вроде бы изменился существенно, склонен считаться с другой позицией. Проблема же в том, что бесконтрольная власть побуждает к тирании каждого, независимо от начальных намерений. Поэтому в интересах и страны в целом, и правительства в частности иметь системную оппозицию — как сдерживание и противовес. По крайней мере, половина общества настроена к правящей коалиции критически. Но достаточного противовеса ей на высших политических ступенях нет.
А Тимошенко?
— Юлия Владимировна — одаренная личность. Но все четыре раза она переходила в оппозицию по карьерным соображениям. В первый раз — летом 1997 года, когда ее шефа Лазаренко отстранили от премьерства. Во второй раз — зимой 2001-го, когда ее сняли с должности вице-премьера. Ющенко она поддержала после его письменного обязательства назначить ее премьером, что и было выполнено. После освобождения от должности осенью 2005 года — опять оппозиция. После последних выборов появился шанс на премьерство — опять Тимошенко вместе с президентом. Не вышло — и опять оппозиция.
Ехануров был первым номером в избирательном списке "Нашей Украины". Но, кажется, к нему не особенно прислушиваются...
— На современных украинских выборах конкурируют не так программы, как личности. У "Нашей Украины" не было такого харизматичного первого номера, как у БЮТа или "Регионов". Хотя раньше наш первый номер был еще мощнее — Ющенко. Когда же он дистанционировался от участия в выборах, вышла срезанная пирамида.
А другой харизматичный лидер "Нашей Украины" по очевидным причинам "раскрутиться" и не мог, и не успевал. Поэтому Юрий Иванович был лишь первым среди равных. Он имеет и влияние, и авторитет — но приблизительно такие же, как и другие главные "нашеукраинцы". С бывшей харизмой Ющенко не сравнить.
Это ослабляет "Нашу Украину"?
— В известной степени. Если бы украинская демократия устоялась, как в Швеции, Швейцарии и тому подобное, было бы все равно. Но в постреволюционной стране, где ситуация нестабильна, а политика персонифицирована, это существенный минус.
И хотя Виктор Андреевич фактически еще остается лидером "Нашей Украины", однако его голос раздается немного сбоку. Часто воспринимается как совет, а не как команда. Хотя лично я считаю, что должность президента не должна мешать ему быть полноценным лидером партии. Такими есть канцлер Германии, премьер Британии, президенты Франции и Польши, другие выборные государственные руководители в развитых демократиях.
Планируете ли как-то это исправлять?
— "Наша Украина" на распутье. Будет серьезная дискуссия. Заранее говорить о ее результатах, очевидно, некорректно. Удивляет, когда должностные лица партии начинают говорить, например, о персональном межфракционном объединении...
Это вы о Катеринчуке?
— Если ты второе должностное лицо в партии, как о таких вещах можно говорить?
Говорят, из-за поддержки Николаем Катеринчуком Юлии Тимошенко заседания президиума "Нашей Украины" иногда проводят без него?
— В "Нашей Украине" никогда позиция не вырабатывалась с учетом третьей силы. Нам безразлично, кому ближе "Пора" или УНП, "Регионы" или БЮТ. Привязки нет ни к кому. Разве что к Ющенко.
Речь идет о внутренних отношениях...
— Есть неформальное общение, есть разные совещания. Не всегда они проводятся в одном и том же составе. Но проводить заседание президиума без членов президиума? Извините.
Но, наверное, самое важное для "Нашей Украины" на сегодня — определить, как выполнять свою избирательную программу, насколько при нынешних условиях это реально. И, соответственно, четко сформулировать свою позицию относительно правящей коалиции и ее лидера.
1953, 25 мая — родился в Ирпени Киевской области
1979 — окончил Киевский государственный педагогический институт
1979 — учитель математики в средней школе
1996 — член политисполкома Народно-демократической партии
1998 — избран народным депутатом
1999 — член правления партии "Реформы и порядок"
2002 — избран народным депутатом от блока "Наша Украина"
2005 — член партии "Народный союз "Наша Украина"
2006 — избран народным депутатом от блока "Наша Украина"
Комментарии
2