Ексклюзивы
четверг, 22 февраля 2007 18:26

"Рад, что могу назвать Кучму хорошим приятелем"

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
  Генерал-лейтенант Александр Скипальский считает, что в Службе безопасности Украины слишком часто меняют руководителей. Поэтому они даже не успевают охватить весь объем работы
Генерал-лейтенант Александр Скипальский считает, что в Службе безопасности Украины слишком часто меняют руководителей. Поэтому они даже не успевают охватить весь объем работы

Заместитель главы Службы безопасности Украины 61-летний генерал-лейтенант Александр Скипальский работает в спецслужбах более 40 лет. В начале 1990-х создавал военную контрразведку СБУ и главное управление разведки Министерства обороны. Три месяц назад возглавил управление СБУ в Донецкой области.

В Киев приехал на один день. Когда договариваемся о встрече, генерал ни разу не говорит "Служба безопасности" или "СБУ". Предлагает встретиться "на Владимирской", в центральном управлении спецслужбы.

Полгода назад вы говорили, что российские спецслужбы контролируют наш парламент. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?

— Я думаю, да. В чем-то — к лучшему, а в чем-то — наоборот. Но и мой статус изменился. Когда говорил те слова, я был вице-президентом Центра стратегических исследований и анализа, а сегодня — на очень ответственной должности в Службе безопасности, — медленно говорит генерал. После паузы добавляет: — Буду откровенен, но не буду говорить того, чего не могу.

Скипальский говорит, чтобы избавиться от влияния иностранных спецслужб, нужно вкладывать деньги в свои, воспитывать патриотизм молодого поколения. Когда речь заходит об интересах чужих разведок в Украине, вздыхает:

— Ой, лучшее спросить, что их не интересует! Украина - государство с ядерным потенциалом. Мы отказались от ядерного оружия, но у нас — большое количество ядерных реакторов. Украина вне поля зрения не остается.

Можем ли при желании восстановить ядерное оружие?

— Я бы на такой вопрос не отвечал. Ведь восстановление противоречит взятым  Украиной на себя обязательствам. Как человек старший скажу вам, что в жизни нет ничего невозможного. После подрыва самолетами небоскребов в Ню-Йорке, отравления полоние м (экс-офицера ФСБ России Владимира Литвиненко. — "ГПУ") — это первый случай ядерного терроризма... Украина, имея мощные реакторы, может привлечь внимание террористов. Если... — генерал долго молчит. — Не дай Бог! Достаточно нам одного Чернобыля. Представляете, сколько может возникнуть Чернобылей, если случится что-то такое, чего не должно случиться?

Мы разговариваем перед голосованием в Верховной Раде по кандидатуре нового председателя Службы безопасности Украины.

Действительно ли в СБУ не любят выходцев из Министерства внутренних дел?

— Это неправда. Сотрудники милиции работают с людьми, которые становятся на криминальный путь и опускаются в культурном уровне. Это непростая работа. Другое дело, что во времена независимости так и не удалось наладить сотрудничество правоохранительных органов до такого уровня взаимной поддержки, как это было в советские времена. Но я хотел бы акцентировать на том, что мы теряем даже то, чего достигаем. Вот-вот человек поднялся... Возьмите тех же министров обороны. В советское время, например, начальник главного разведывательного управления России генерал Ивашутин пребывал почти 25 лет на должности. Бывший директор ФБР Гувер — тоже несколько десятков лет. Потому что человек охватывает, владеет этим предметом, — Скипальский широко разводит руки в стороны, словно хочет кого-то обнять.

Представьте себе, если бы мы сохранили статус ядерного государства

Говорит, что в Украине слишком часто меняют руководителей спецслужб.

— Меняться должны политические руководители — министры, президенты, а не автомашина. Она должна ехать. Вы посмотрите на последние назначения в Службе безопасности. У нас есть десятки генералов, бывших заместителей руководителей службы и глав СБУ, которые могли бы еще долгие годы работать. А мы почему-то обязательно посылаем человека, который не имеет опыта и никогда не работал в службе. Это ненужные эксперименты. А по поводу "любви" между СБУ и МВД, то слишком просто сказать — любишь или не любишь. Здесь идут глубинные процессы, задевающие систему государственного руководства.

Так если Виктора Короля не назначат главой, будет ли плохо для СБУ?

— Ну, я уйду от ответа... Выходя из логики моих размышлений — ничего драматичного нет, и есть достаточно людей в службе, которые будут неплохими руководителями. Но наша структура — законопослушна. Право подавать кандидатуру имеет президент, а назначать — Верховная Рада. И когда это произойдет, служба это воспримет нормально.

Можете ли коротко о характеризовать трех украинских президентов?

— Могу, потому что всех трех лично знал и общался. Леонид Кравчук — достаточно толерантный, интеллигентный человек. Воспитанный, как и большинство из нас, в старой советской системе и не всегда решительный в принятии самостоятельных решений. Но пройдет еще 10–20 лет и ему поставят памятник. Леонид Кравчук войдет в историю, как первый президент Украины, который после 800-летних попыток Украины стать независимой оформил это юридически и фактически.

Леонид Кучма — более прагматичный. Более доступный в разговоре. Я рад, что судьба подарила мне период работы с ним. И рад, что могу назвать его своим хорошим приятелем. Многие его не понимают. Ведь после второй инаугурации он заявил: вы увидите другого Леонида Кучму, мы делаем дрейф в Европу. Тогда на него налетели со всех сторон: с востока, с запада, а главное — свои. Появились мельниченки, которые под видом нападок на неправильные действия Кучмы дискредитировали путь Украины в Европу. Если бы тогда это не произошло, мы бы уже были в НАТО.

Что касается Виктора Андреевича — он мой главнокомандующий. И будет некорректно, если я буду давать ему оценку. Могу только сказать: как генерал и солдат я уважаю своего главнокомандующего.

Назовите главную победу и поражение независимой Украины.

— Украина успешно проявила себя во внешнеполитической сфере. Успешно проводила миротворческие операции — это тоже хорошая реклама.

В переломный момент мы непросто распорядились своим ядерным оружием. Что касается стратегической — оказались под давлением США и России. Здесь сложно было принять иное решение. А вот в вывозе тактического ядерного оружия, которое не представляло угрозы на межконтинентальном уровне, — мы отдали ее почти бесплатно, не продумав. Это была большая потеря. Представьте себе, если бы мы сохранили статус ядерного государства. А у нас для этого все есть.

Почему вы приняли предложение возглавить СБУ в Донецкой области?

— Я надеялся, что мое приглашение является переломным моментом в понимании роли и места спецслужб. Второе — это то, что мне предложили непростой регион. И я подумал: если не я, то кто? Всегда декларировал готовность к патриотизму. Не мог поступить иначе, потому что мой поступок противоречил бы моим словам. А еще никогда не забуду, как в 1991 году я выступал перед полками и дивизиями Советской Армии... — начинают звонить сразу два телефона — рабочий и мобильный, но Скипальский не отвечает на звонки и продолжает: — Утверждал, что мы идем в другую армию, другую страну. Но не сбылось, как хотелось. И у меня чувство вины перед многими моими коллегами. Это не дает сложить крылья. Я еще верю, и буду делать все, чтобы реализовать обещания, данные в 1990-х годах.

Вы встречались с донецкими миллиардерами Ринатом Ахметовым и Сергеем Тарутой?

— Да. С Тарутой я и раньше был знаком. А с Ахметовым познакомились совсем недавно. Это человек целеустремленный и волевой, который имеет стратегическое мышление. Такие люди мне  нравятся — это сильные личности.

В Донецке Скипальский снимает небольшую квартиру возле местного управления СБУ. По крайней мере, дважды в неделю приезжает в Киев по служебным делам. Тогда видится с семьей.

1945, 12 марта — родился на хуторе Вишнев Любомльского района на Волыни
1963 — окончил техническое училище в Енакиево Донецкой области
1975 — окончил высшую школу КГБ СССР. Служил на Курилах и Дальнем Востоке
1987 — заместитель начальника военной контрразведки 13-й армии в Ровно
1991 — первый заместитель главного управления контрразведки СБУ и начальник управления военной контрразведки
1992 — начальник главного управления разведки Министерства обороны
1994 — избран народным депутатом
1997 — заместитель главы СБУ
2004 — советник главы СБУ Игоря Смешко
2006 — заместитель главы СБУ, начальник управления СБУ в Донецкой области
Женат, есть две дочери

Сейчас вы читаете новость «"Рад, что могу назвать Кучму хорошим приятелем"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть