Ексклюзивы
пятница, 25 ноября 2016 06:30

"Мы даем обществу альтернативу между теми, кто у власти, и теми, кто называет себя оппозицией"

 

— Реформу децентрализации начали нахрапом, как делалось в Советском Союзе. Никто не говорил с людьми. В областных администрациях фломастером начали обводить границы новосозданных общин. Теперь там будут выборы, о которых молчат, — говорит 44-летний Виталий Скоцик, лидер Аграрной партии. 11 и 18 декабря пройдут выборы в 184 объединенных территориальных общинах.

Встречаемся в 8:50 с Виталием Скоциком в его офисе на столичной ул. Васильковской 18 ноября. Опаздывает на 20 мин.

— Детей в школу отвозил, — говорит Виталий Евстафьевич. У него на рабочем столе стоит тарелка с яблоками. — Вот и вся еда на день — яблоки и зеленый чай. Мне хватает. Когда в поле на комбайне работаю в жатву — ем зерно из бункера. Никогда не беру с собой обед.

Почему почти нет информации о декабрьских выборах?

— Выборы 11 и 18 декабря — это этап развития децентрализации. Она — чрезвычайно важная вещь. Если бы административно-территориальная реформа заработала лет 15 назад, не имели бы сегодня проблемы на Донбассе и в Крыму. Но нельзя было делать реформу так, как запланировало правительство в прошлом году. Не было четкого плана, не разработали ни финансовую модель общин, ни административную.

В основе реформы лежит добровольное объединение граждан. То есть люди сами должны хотеть объединиться. Принятый Верховной Радой закон — добротный. Однако нет закона о добровольном разъединении общин. А он нужен. Потому что уже есть примеры, когда хотят разъединиться.

Какие еще опасности "деления фломастером"?

— Никто не анализировал экономический потенциал сельских советов и новосозданных общин. В 2016 году навосозданые общины получили поддержку из государственного бюджета. Но в 2017-м, возможно, ее не будет. Что делать общинам, которые не имеют бюджетообразующих предприятий на своих территориях?

Как тогда быть?

— До начала реформы стоит урегулировать проблемы, которые больше всего волнуют людей. Первое — это запрет на внедрение рынка земли в нынешней ситуации в стране. Второе — система налогообложения аграрного сектора. Она успешно действовала 17 лет. Правительство начало ее менять не в лучшую сторону. И третье — люди должны понимать, какие выгоды получат от объединения.

Ваша политическая сила будет принимать участие в этих выборах?

— Мы очень успешно сработали на местных выборах 25 октября в прошлом году. Поэтому ставим задачу выиграть выборы в новосозданные общины и 11, и 18 декабря.

Страна начинается не с президента, не с премьера, не с правительства и не с Верховной Рады. Страна начинается с гражданина. Если научим людей демократии снизу вверх, они поймут, что в действительности все в их руках и что нужно идти во власть.

С кем-то будете объединяться?

— Сегодня мы интересны как потенциальный партнер большинству парламентских политических сил и тем, которые вне Верховной Рады. Однако на выборы идем одни. Задание перед нашими местными организациями: победить и сформировать большинство, которое будет работать на общество.

Ваши избирательные лозунги "Землю — общинам!", "Средства — общинам!", "Власть — общинам!" напоминают коммунистические. Почему именно такие?

— Если углубимся в историю нашего государства, то украинцам как раз местный уровень самоуправления был наиболее присущ. Никогда не имели над собой царя, который все решал. Должности писаря, гетмана, старосты, уездного были выборные. Поэтому говорим: "Землю — общинам!". А кто же должен распоряжаться ею на территории сельского совета, если не община? Она сможет эффективно работать, когда будет иметь полномочия и финансы.

Как общаетесь с людьми в регионах?

— Рассказываю: "Люди, вы никогда не были в политике. Думаете, кто-то другой должен управалять вашим обществом, районом, областью, Верховной Радой? Мы все так думали. И что имеем? Прошло два с половиной года после Революции достоинства — и ничего не изменилось. Все реформы завалились. Почему? Потому что мы считали, что наибольший уровень патриотизма — быть профессионалом своего дела. Я медик — значит должен работать в больнице. В Верховной Раде должен быть кто-то другой. Я библиотекарь — мое место в библиотеке. Я фермер — буду заниматься аграрным производством. Но если вы — хороший врач, имеете авторитет, то должны идти в Раду. И от имени общества принимать решения с такими же умными людьми.

Аграрная партия будет в оппозиции к нынешней власти после декабрьских выборов?

— После местных выборов мы не стали провластной силой. Но и не приобщились к оппозиции, которая так себя называет. Если человек был во власти, в коалиции, принимал бюджеты последних лет, изменения к налоговой системе, то какой же это теперь оппозиционер?

Сегодня в парламенте аж одна политическая партия имеет историю больше двух лет. Все другие были созданы под последние выборы. Поэтому мы даем обществу альтернативу между теми, кто является властью, и теми, кто называет себя оппозицией.

Как изменится жизнь объединенных общин с бюджетом 2017 года?

— Есть много вызовов и рисков на следующий год. Они будут касаться не только объединенных общин, но и тех, кто не объединился. Разницы особой нет. С 1 января все аграрное производство, по задумке правительства, должно быть переведено на общую систему налогообложения. Но сейчас основное наполнение местных бюджетов идет из упрощенной системы налогообложения. В селах это — налог на гектар земли. Деньги остаются в местных бюджетах. А уже этого не будет. Средства будут идти в государственный бюджет.

Второй вызов — с 1 января 2017 года все расходы технического характера возлагают на местный бюджет. Это — коммунальные платежи школ, детских садиков, местных больниц. То есть счета за электричество, газ, воду, уголь, зарплата оператора котельной, уборщицы, водителя школьного автобуса. В бюджете сельских советов этих денег нет. Значит, им выключат электричество, газ.

Поэтому со страхом следим за бюджетом, который представят во втором чтении в Верховной Раде.

Вы много ездите по стране. Какие настроения в обществе сейчас преобладают?

— У людей отчаяние. Потому что за два с половиной года после Майдана в стране почти ничего не изменилось.

Что остается? Выезжать за границу. Если открыть статистику ООН — каждый день на постоянное место проживания из Украины выезжают 70–80 людей. А работают за рубежом — больше четырех миллионов.

Местные выборы важны тем, что нужно убеждать украинцев — должны строить страну снизу вверх.

Чего люди ждут от руководства государства?

— Мне кажется, что уже ничего. Уровень доверия и к президенту, и к Кабмину, и к Верховной Раде чрезвычайно низкий. Если взять рейтинги партий, то у кого-то 10 процентов, а у кого-то — 15. Но нужно смотреть на уровень недоверия. Сегодня нет ни одной политической силы, ни одного имени в украинской политике, у кого уровень недоверия меньше 60 процентов. Большинство украинцев никому не верят. Вот и задача— вернуть веру. Это нельзя сделать красивой картинкой по телевизору. Вера возвращается работой — в тех же общинах.

Завершается 2016 год. Как оцените его для Украины? В чем-то достигли прогресса?

— Ни в чем. Упали, наверное, до крайней точки, от которой нужно начинать расти и двигаться вперед. Валовой внутренний продукт в прошлом году составлял приблизительно 83 миллиарда долларов. Правительство говорит, что в этом году он вырос на 1,3 процента — в гривне. Если же посчитать в долларах, то уменьшился на 10 миллиардов. Будет девальвация гривни. Экспорт падает, производство не развивается, рабочие места сокращаются.

Есть еще один показатель — демографическая ситуация. Население Украины с начала года уменьшилось почти на 129 тысяч людей. Ежедневно теряем 400–450 граждан. Это не просто разница между теми, кто родился и умер. Здесь и те, кто выехал из страны.

Какие главные задания стоят перед страной на следующий год?

— Первое — выборы территориальных общин. У людей будет появляться понимание, что страна начинается с них. Не сверху, а снизу.

Второе — преодолеть коррупцию.

Третье — изменить избирательное законодательство. Чтобы выборы проходили по открытым спискам.

К людям должна вернуться вера, что они могут это сделать. Вера, которая была во время Майдана.

Собирал урожай с сыном

Виталий Скоцик два года возглавляет Аграрную партию. До тех пор работал в агропроизводстве. По окончании сельскохозяйственной академии учился и работал в США, возглавлял аграрное предприятие в Великобритании.

Доктор экономики в сфере стратегического менеджмента. Владеет английским языком. Написал книжку "Как жить в эпоху перемен".

С женой Татьяной воспитывают трех детей: 17-летнюю Диану, 11-летнего Даниила и 6-летнюю Дарью. Живут за Киевом. Имеют небольшой огород.

Арендует землю в родном селе Симонов Гощанского района на Ровненщине. Сам сеет и молотит зерно на комбайне. Этим летом сын помогал собирать урожай.

Сейчас вы читаете новость «"Мы даем обществу альтернативу между теми, кто у власти, и теми, кто называет себя оппозицией"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть