Активисты общественной организации "Відсіч" Илья Кротенко и Дарья Петришин в воскресенье раздавали листовки возле столичного Национального авиационного университета. К ним подошли шестеро мужчин.
- Они хватали нас за руки и ранец, выдирали листовки, - рассказывает Илья Кротенко, 25 лет. - Троих самых активных мы узнали. Это Артем Рябчук - выпускник этого университета, Владимир из города Борисполь и заместитель председателя Соломенской районной ячейки Партии регионов - Роман Карпов. Он угрожал нам милицией. Мы поняли, что мужчины настроены агрессивно, и попытались убежать. Однако они нас догнали. Владимир отобрал у Дарьи фотокамеру. Но посторонние ребята, которые стояли рядом, вернули ее. Тогда и мы, и нападающие одновременно вызвали милицию. Приехали три наряда. Один из них, насколько мы поняли, прибыл "по знакомству". Милиционеры здоровались за руку с Карповим, называли этих мужчин по имени.
Дарья на месте происшествия написала объяснение. Его принял милиционер, который отказался показывать свое удостоверение, говорит Петришин. Активисты сели в маршрутку и поехали в Соломенский райотдел милиции. Там заявление о нападении принять не захотели.
- На протяжении часа милиционер вешал нам лапшу, - рассказывает Кротенко. - Нас пытались разделить: водили то в кабинет, то в коридор. Наконец мы поняли, что оставаться там нет смысла, и поехали.
В правоохранительных органах говорят, столкновения между активистами "Відсічі" и мужчинами не было. Заверяют: заявления ни одна из сторон не написала.
- Поступил вызов, что парень и девушка распространяют агитацию, - говорит Игорь Михалко из пресс-службы столичной милиции. - Наряд приехал на место. Но те от дачи показаний категорически отказались. Сказали, не имеют времени. Зато сообщили, что у них якобы забирали фотоаппарат. Другая сторона утверждала, что они это выдумали, чтобы отвлечь работников правоохранительных органов от работы. Всем предложили поехать в участок для выяснения ситуации. Мужчины поехали. А парень и девушка опять отказались. Поэтому открывать дела или задерживать кого-то не было оснований.
Кротенко настаивает, что они с Дарьей Петришин были в милиции. Подтвердить это могут записи камеры наблюдения на проходной райотдела, считает Илья.
В Соломенськой районной ячейке Партии регионов инцидент не комментируют.
Во время распространения агитации против "регионалов" в других районах Киева активистов задерживала милиция, говорят в "Відсічі".
25 августа участники организации раздавали листовки на родине председателя парламента Владимира Литвина - в городе Новоград-Волынский Житомирской области. Его обвиняли в одобрении закона "О принципах государственной языковой политики", который убивает украинский. На активистов напали неизвестные мужчины, среди которых узнали двоюродного брата спикера - Петра. Владимир Литвин заявил, что после того "еще больше зауважал брата".
Требуйте талон у опергруппы
Когда на вас нападают, надо мгновенно набирать номер милиции - 102, советует правозащитница Римма Белоцерковская, 49 лет:
- Во время разговора нужно указать, что произошло, и попросить, чтобы приехала оперативная группа. Также предупредить: если милиционеры не отреагируют на вызов, они будут нести ответственность. Любой оператор мобильной связи по требованию предоставит распечатку звонков. Этот документ станет безусловным доказательством факта вызова работников правоохранительных органов. Обязательно при себе надо иметь и номер внутренней безопасности милиции. Туда можно позвонить и зафиксировать, что милиционеры отказались приехать или зарегистрировать факт нарушения ваших прав.
У оперативной группы должна быть книжечка с открепительными талонами ЖРЗСП - журнала регистрации заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Обязательно следует требовать талон. Он является документом, который защищает вас и гарантирует то, что у людей будут брать объяснения. По получении такого в течение пяти дней милиция должна провести проверку. Как правило, милиционеры начинают "наезжать" на человека, который написал заявление, и требовать от него объяснений. Надо отказать и отметить: все, что я хотел, указал в своем заявлении. Тогда милиционерам придется опросить лицо или лиц, на которых были составлены заявления.
Комментарии
2