Утренний туман в прошлый вторник помешал Петру Порошенко, 40 лет, вылететь в Херсон. Свыше трех часов ожидали в аэропорту: может, рассеется. Видимость должна была составлять хотя бы 800 метров, а не 250. Несколько встреч с избирателями погода уже сорвала. В 11:30 решили ехать машинами. Владимир Фиалковский, 40 лет, руководитель штаба "Нашей Украины" в Херсоне, дорогой договаривается по телефону о перенесении остальных встреч.
600-?й "мерседес" Порошенко мчал со скоростью до 200 км/час. И уже через пять часов бывшего секретаря СНБО встречал аплодисментами переполненный херсонский драмтеатр. Какой-?то парень в коридоре приготовил для Порошенко шесть гвоздик. Сознался, что сначала их было семь, но одну кому?-то отдал, поздравляя с днем рождения.
— Еще одну потом где?-нибудь выброшу и вручу пять, — объяснил.
Порошенко выходит на сцену в хорошем настроении. Спрашивает, каким языком лучше общаться. Зал, в котором сидит и стоит тысячи две людей, дружно отвечает: "Украинским".
Экс?-секретарь СНБО начинает несколько патетически: мол, пришел к вам рассказать правду, которую знаю сам. Подшучивает над политическими оппонентами, объясняет причины кризисов.
Она спокойно почти за 150 миллионов гривен покупает себе самолет
— Относительно газового кризиса. Скажите: вот кто-?то на себе прочувствовал его, стал больше платить за газ? — спрашивает Порошенко.
— Нет, — послышалось со всех сторон.
— Два месяца об этом вещают на всех телеканалах, а я хочу спросить: ваша ли это проблема — цена на газ? — уже почти кричит в микрофон.
— Нет, нет, — опять раздается из зала.
Дальше Петр Алексеевич вспоминает о соглашении, которое Янукович, тогдашний премьер, заключил с Россией, — об общем управлении газотранспортной системой Украины.
— А как мы будем жить дальше, когда все отдадим? — спрашивает.
— Лучше платит 500 доларов, — гудит какой-?то мужчина.
Порошенко говорил с полчаса. Потом начали передавать записки из зала. В конечном итоге, люди высыпали на сцену. Мигают фотоапарати?-"мыльницы".
Дальше было выступление в эфире местного телевидения и короткий фуршет с телевизионщиками. На разговор с корреспондентом "ГПУ" Порошенко отвел 20 минут. Сказал водителю, что сам сядет за руль. "мерседес" медленно едет по улицам вечернего Херсона. За ним — две машины местных лидеров партии. Справа от Порошенко сидит Владимир Фиалковский. Одногодок, но обращается к партийному коллеге только по имени-отчеству. Шутит: дескать, за рулем — лучший водитель, который у него когда?-либо был. Несколько часов назад Фиалковский вспоминал о Ющенко — тот тоже любил во время президентской избирательной кампании водить авто.
— А кто лучше? — спрашиваю.
— Я лучший водитель, чем Ющенко, — отвечает Порошенко, улыбаясь. И продолжает: — Говорили, что мне нужно пересидеть, скрыться. А кампанию должны проводить другие. Так вот, сейчас я не "вылезаю" из регионов. Сегодня в Херсоне, послезавтра — в Днепропетровске. Люди настолько мудрые! И эти дутые рейтинги "Регионов", 30 процентов, — это наша недоработка.
Порошенко в конечном итоге останавливает "мерседес" и поворачивается, чтобы лучше видеть собеседника.
— То, что удалось сделать в экономике, — это фантастика! Если бы не сентябрь, измена, тайный сценарий, мы бы имели сейчас совсем другую ситуацию! — выкрикивает. — Мы были незащищены, неготовы.
У нас единственное условие: объединяемся вокруг президента
Немного лихорадочно объясняет, что целью того сценария было ослабление "оранжевых". Разработали его иностранные спецслужбы. Потом немного задумывается и сознается:
— Вот я не могу снять с себя ответственности! Я был секретарем Совета национальной безопасности и обороны. Я обязательно должен был с июля месяца бить в набат. По правительству, по Секретариату.
Говорит, летом прошлого года уже было понятно, что президент отправит Зинченко в отставку. И тогда у гос-секретаря возникла естественная обида и желание громко хлопнуть дверью. Именно эту обиду, по мнению Порошенко, использовали организаторы сценария.
После того скандала у Юлии Тимошенко выросли рейтинги. Значит, он был выгоден бывшему премьер-министру?
— Ее рейтинги прыгнули вверх в октябре-?ноябре, а уже начиная с декабря люди разобрались. Их невозможно долго обманывать. И в ближайшее время станут известны факты, которые продемонстрируют непосредственное участие Юлии Владимировны в организации пресс-?конференции Зинченко.
Это станет известно до выборов или после?
— Конечно, до. Но я не думаю, что это ее "похоронит", — спокойно продолжает Петр Алексеевич. — У Юлии Владимировны есть определенное количество сторонников, которые воздают должное ее актерским данным. Эти четыре-?шесть процентов будут ее любить в любом случае. Она — не потерянный политик, я в это искренне верю. Для нее мотивация — не деньги. Хотя она много заработала на выборах. Юлия Владимировна говорит, что ее бизнес был уничтожен при Кучме, и декларирует абсолютную отделенность от бизнеса. В то же время она спокойно почти за 150 миллионов гривен покупает для себя самолет. Он называется "Эмбраер" и принадлежит ?ЕСУ Авиа?, ее компании. Она покупает более чем за сто миллионов гривен офис для партии — тот, который раньше принадлежал Василию Хмельницкому. Говорит, что его арендует, но это ее собственный офис. Откуда эти деньги? Я уверен, что она их не наворовала в правительстве. Это деньги, которые просто собрали во время нынешней избирательной кампании.
Тимошенко продавала места в списке?
— Да, они продавали места в списке. Они торговали голосами избирателей.
Но "Нашей Украине" все равно придется с ней договариваться?
— Мы будем объединяться с теми, кого уважаем в ее списке: с Андреем Шкилем, Зубовым...
Но без Тимошенко они не пойдут на это?
— При чем тут — с ней, без нее? Ее заставит объединиться народ. Заставит! — почти выкрикивает Порошенко, а дальше уже вполне спокойно продолжает: — Дай Бог, чтобы она заняла третье место. И когда нависнет угроза роспуска парламента, абсолютное большинство ее списка заставит ее... У нас же нет к ней никаких условий. Ни карьерных, ни должностных — никаких. У нас единственное условие: объединяемся вокруг президента. Вы не являетесь лидером, равным президенту.
Порошенко говорит все громче, похлопывая ладонью по панели автомобиля:
— Моя вина одна: я должен был раньше вопрос ребром поставить. Ложное чувство команды меня сдерживало.
Такое впечатление, что в вашем блоке два центра: один вокруг Еханурова, второй — вокруг Порошенко.
— Нет такого.
Вы не претендуете на премьерство?
— У меня огромные амбиции. Я считаю, что я в состоянии показать, на что способна эффективная власть. Но для меня это не самоцель. Если в интересах государства будет, чтобы Порошенко вообще никуда не входил, — пожалуйста!
А как определить эти интересы государства?
— Судьей является президент. Если он скажет, что Порошенко будет премьером и если я получу поддержку... Заверяю вас, что буду эффективным премьером. А если президент скажет, что премьером должен быть кто-?то другой, тогда Порошенко будет абсолютно счастлив работать народным депутатом.
В тот вторник Петр Алексеевич еще успел встретиться с "нашеукраинцами" Херсона. В Киев выехал около полуночи.
Комментарии