После поражения на парламентских выборах офис Партии зеленых переехал в самый центр Киева — в Пассаж. "Зеленые" занимают крыло на третьем этаже дома, в котором когда-то жил певец Борис Гмыря.
Уже почти три месяца партию не возглавляет ее многолетний бессменный лидер 56-летний Виталий Кононов.
Сейчас он — председатель политсовета. Волосы, которые во время выборов он обрезал в прямом телеэфире, уже отросли. Опять завязывает их в хвостик.
Почему так безнадежно проиграли на выборах?
— Если бы я знал ответ, то выиграл бы, — шутит Кононов. — Но дело не в "зеленых". Проиграли все, кто представляет идеологические партии, кроме коммунистов и социалистов. Да и те не на подъеме. Выиграли блоки, созданные под лидеров, — "Наша Украина", БЮТ, Партия регионов. Я бы сказал, что выборы 2006 года — большая братская могила идеологических партий.
Но не скрываю — для меня это был шок. В 2002 году крали голоса, это понятно. В последней же парламентской кампании Партия зеленых правильно позиционировалась — мы говорили то, что должны отстаивать "зеленые": что власти плевать на экологию, что сделают ядерный могильник из Украины, что большому капиталу абсолютно "по цимбалам" леса и реки дорогой Родины. Люди слушали, кивали головами. И было их по 50 тысяч на встречах. А результат... Не понимаю, что это за народ такой.
После выборов партия была на грани раскола. Какое сейчас положение дел?
— Мы дважды проиграли. И нужно было делать выводы, а не бросаться в пиар-пространство с заявлениями о расколе партии еще до окончания выборов. Партия нуждалась в серьезных реформах, а не просто смене руководства. Те, кто не понимал этого, и начали разговоры о расколе в партии... А я считаю, что за четыре года, которые есть до следующих выборов, можно изменить ситуацию в лучшую сторону. Я сделал ставку на молодых. Пусть пробуют.
Нет сейчас предложений объединяться?
— Тема объединения — самая любимая тема тема украинской политики. При этом всегда держат фигу в кармане. Идеологически "зеленым" не с кем объединяться. Да и с практической стороны нет смысла заключать союз с теми, кто прошел к власти, наобещав народу всего хорошего. Это сейчас они такие могучие и славные — у них парламент, правительство, средства массовой информации. А завтра они на улице — не оправдали надежд народа. Мы подождем. В отличие от них, у нас есть идеология.
А перед выборами не было предложений присоединиться к кому-то?
— Переговоры были. Но показательным является неприличное для меня предложение Мороза, которого я считаю одним из самых талантливых наших политиков: "Вливайтесь к социалистам, пару мест дадим". Если мне такое сказал Мороз — отец политреформы, то что бы я услышал от Ющенко или Януковича?! Грустно, но тенденция департизации Украины таки реализовалась на выборах-2006. Это факт. Как и то, что сегодня однопартийцы инкриминируют мне такую принципиальность. Говорят, нужно было соглашаться — сидел бы ты в Верховной Раде, партия была бы парламентской. Я же считаю — история рассудит.
Я одинокий мужчина. Мне так легче
В 1998 году депутатом от "зеленых" стал мультимиллионер Василий Хмельницкий — близкий к семье Леонида Кучмы, владелец "Запорожстали". Как он к вам попал?
— Когда я познакомился с Васей, он не был олигархом, мультимиллионером, владельцем "заводов, газет, пароходов", другом семьи президента. Он был молодым, симпатичным парнем с деньгами и желанием стать политиком, который пришел поддержать "зеленых". Мне жаль, что такие перспективные ребята, как Василий Хмельницкий, Игорь Воронов, Женя Шаломеев, Олег Яценко, которые приходили в партию, ушли. Они прагматики. А Вася — ответственный человек. Меня поразило, когда сразу после выборов 2002 года Василий пришел и прямо сказал: "Виталя, я проиграл выборы. Прости, виноват. Я ухожу".
И уже через месяц попал в Верховную Раду на довыборах в одномандатном округе...
— Это у избирателей спросите, — вздыхает Кононов и после паузы продолжает: — Василий стал талантливым политическим игроком — делает выигрышные ставки. Как он сделал в 1998-ом, 2002-ом. Да и сейчас он в парламенте (народный депутат от БЮТ. — "ГПУ").
Зачем вы баллотировались в президенты в 1999 году?
— У партии не было выбора. Или согласиться на ярлык "кучмисты", который вешали на "зеленых" все, кто хотел, — или попытаться сыграть собственную игру. Поссорился из-за этого с президентом. Хотя у меня были с ним нормальные отношения. Намного лучше, чем с другими президентами.
Нового председателя партии Владимира Костерина связывают с нефтяным бизнесом...
— Это старая песня. Как только появляется в "зеленых" финансово независимый парень, — он обязательно из нефтяного бизнеса. Благодарим, что не атомщик-миллионер. Да нет, о его нефтяном бизнесе я ничего не знаю. Известно, что он имеет телеканал "Тонис" и еще некоторые бизнесы. Но знаете, вот когда... — замолкает, а потом говорит: — Как будто тяжелый для меня вопрос — да? Он же меня сменил на посту. Но у него есть что-то такое, что мне кажется, — "зеленые" возродятся. Потому что человек имеет деньги и публично катается на роликах. В этом вижу что-то новое.
Так вы его рекомендовали на должность председателя?
—Да, потому что он, по моему мнению, "зеленее", чем другие руководители.
Как, будучи председателем партии, вы находили финансирование?
— Находил как-то. Не скажу, что это очень приятная вещь. Самое худшее в украинской политике — это искать деньги. Я просто подумал, что еще четыре года — это многовато для меня. Аппетиты же увеличиваются. С каждой избирательной кампанией бюджеты растут в геометрической прогрессии. Растет цена власти.
Сколько же потратили на выборы большие блоки?
— Сотни миллионов долларов.
С надеждой отбить?
— Вопрос не дипломатичный, но справедливый. И цена его намного выше — не просто отбить расходы, а самому формировать финансовые потоки. Они же доверие народа понимают так: я выиграл — это моя страна, что хочу, то и делаю!
Кто спонсировал Партию зеленых на последних выборах?
— У нас были огромные финансовые проблемы, хоть мы этого не афишировали. Ведь менталитет людей таков: нет денег, нет песни. А мы пели. Еще и громко. Искренняя благодарность Сердючке, Ире Билык и "авиаторам". А так, денег не было. Собирали со всех понемногу. А большинство тех, кто обещал поддержать "зеленых", покумекали да и пошли к Юле, Ющенко, Литвину.
У Кононова зеленая "субару", водитель. Живет на Печерске в однокомнатной квартире, которую снимает за $400 в месяц. Дачи и домика у моря бывший нардеп тоже не имеет.
— Есть у меня кусок земли, но мне это не интересно. У меня дочка, жена. Вот им это интересно. Потому меня все и донимают. В принципе квартира есть, но там живет дочка. Жена отдельно живет. Я одинокий мужчина. Мне так легче, — говорит тихо.
1950, 2 апреля — родился в г. Кобулети, Грузия
1974 — окончил Киевский политехнический институт
1990 — депутат Киеврады
1991 — один из основателей всеукраинского фестиваля "Червона рута"
1992 — председатель Партии зеленых
1998 — народный депутат
1999, 2004 — кандидат в президенты
2006 — подал в отставку с должности председателя Партии зеленых
Комментарии