Один из полевых командиров Майдана Тарас Стецкив, 42 года, в марте не попал в Верховную Раду. Блок " ПОРА-ПРП" проиграл. Но на этой неделе президент Виктор Ющенко назначил Стецкива своим советником. Он стал первым ПРПистом, который официально вошел в новую команду Ющенко.
Встречу назначает на Банковой, рядом с Секретариатом. На его "Тойоте Камри" подъезжаем к кофейне. Садимся на плетены е стулья с мягкими подушками, но ничего не заказываем.
По каким вопросам вы будете советовать Президенту?
— Структура будет известна в следующий вторник. Всем распишут роли. Я думаю, что это будет политическая составляющая.
В Секретариате президента летом консультировали?
— На общественных началах занимался этим все лето. Вопросы возникали ежедневно. В основном пытались найти для президента наилучший выход из политического кризиса. Варианты были. К сожалению, ни один из них не реализовали. Вышел наихудший — с премьерством Януковича.
Предлагали распустить Верховную Раду?
— Да. Считал, что это был единственный способ не допустить донецких к власти. Потому что это было бы ревизией результатов оранжевой революции.
Сейчас мнение изменилось?
— Абсолютно нет!
А у президента?
— Вместо слов свидетельствуют кардинальные изменения в его Секретариате.
Виктор Ющенко понял, что ошибся?
— Нет. Я бы не ставил вопрос. Думаю, он убедился, что донецкие начали быстрое наступление. Вот и все. В кадровом вопросе — это очевидный факт. В вопросе возвращения налога на добавленную стоимость — так же. В вопросе навязывания тезиса "кто в доме хозяин" — тоже.
Начиная с визитов в Брюссель и в Москву и заканчивая непринятием указов. Это же показательные вещи! А теперь правительство и коалиция пытаются залезть в тему губернаторов и глав райгосадминистраций.
Неоднократно предупреждали, что они будут стремиться свести роль президента к нулю, монополизировать власть. Изменения состоялись. И я думаю, что сейчас будет совсем другая политика, — Стецкив локтями опирается на стол, скрещивая перед собой руки.
Чем новая команда Секретариата лучше предыдущей?
— Эта команда готова действовать, чтобы полностью реализовывать полномочия президента. Чтобы он был весомым, может даже ведущей фигурой в украинской политике.
Начинается война за полномочия?
— Нет. Пока еще идет борьба за влияния. И пикирование: кто козы рнее, сильнее. К сожалению, здесь ветвь первенства принадлежит Януковичу, который нагло хочет доказать, что стал ключевым лицом в государстве. Значит, идея реванша была для них основной. И Универсал они подписывали, держа дулю в кармане и камень за пазухой.
Пока еще Тимошенко разрывается
Вот статья Януковича в "Правительственном курье ре" — мол, мы будем навязывать обществу дискуссию о статусе русского языка. Должен ли этим заниматься премьер? Договаривались ли об этом на Банковой, когда подписывали Универсал? Вместо того, чтобы заниматься социально-экономической политикой, премьер седлает своего любимого коня и провоцирует раскол Украины. Потому что тема НАТО и языка — это провокация для раскола.
По Конституции Кабинет Министров несет ответственность за проведение социально-экономической политики. Не внешней, не языковой. Но мы понимаем, что Януковичу, вероятнее всего, не удастся похвастать серьезными достижениями. Потому он и навязывает тему противостояния.
Вы - один из лидеров Партии "Реформы и порядок". Как сейчас обстоят дела в партии?
— Достаточно плачевно. Опять на распутье. Я считал и считаю: у ПРП как самостоятельного проекта будущего нет. Она может присоединиться к блоку Тимошенко. Но может и стать одним из создателей новой политической силы, которая заменит существующие партии, сформированные под лидера или под корпоративный интерес. Такая сила возникнет там, где сейчас сыплется "Наша Украина". Я — сторонник второго пути.
Кажется, что Виктор Ющенко окончательно отодвигает от власти бизнес-команду "Нашей Украины". Порошенко, Мартыненко, Жванию и других?
— Это естественно. Эти люди получили неоправданно большую власть сразу после оранжевой революции. У них было больше чем полтора года, чтобы себя проявить. Очевидно, действия президента — оценка их работы.
Сейчас "Наша Украина" находится в смертельной ситуации. Уже никому не интересно, что она сделает. Все равно ни на что не повлияет — войдет в коалицию или нет, или же расколется. Стратегической роли это уже не играет. Контрольного пакета голосов она уже не будет иметь.
Как в нынешней ситуации объединять страну?
— Пришли донецкие. И мы видим, что 90 процентов назначений в течение трех недель августа — не просто в их сторону, а в интересах структур Ахметова, Колесникова, Клюева, Джарты и так далее.
Но реально Украина объединится экономически, когда выберет свое место в мире. Или в сторону Востока, или — Запада.
Сейчас вектор изменяется?
— Янукович пробует вернуть видоизмененную многовекторную политику Кучмы. Но ему это не удастся.
Кучму не волновало НАТО, потому что оно еще не подходило к границам Украины. И его не волновал Ташкентский пакт, потому что его тогда еще не было. А сегодня в нашей стране на западных границах — НАТО, а на восточных — Ташкентский пакт. Это два военных блока. Ситуация в мире требует от нас определенности. Если Украина займет неясную позицию, которую сейчас навязывает Янукович, нас просто разорвет.
Долго ли команда Януковича будет при власти?
— Зависит от их политики. Они могут засыпаться уже весной, а могут продержаться несколько лет. Но если будут действовать так, как сейчас, их век не будет длинным.
В экономической политике — все в их руках. В политике все зависит от того, к какому консенсусу придут относительно продолжения политреформы: от отмены до продолжения реформы местного самоуправления. Здесь будет интрига.
Как решать языковую проблему?
— Я думаю, что у "регионов" ничего не выйдет со статусом русского языка как второго государственного. Если они хотят получить цивилизованные механизмы на региональном уровне для защиты языков меншинств — об этом можно говорить. Но украинский язык будет единым государственным. Посягательство на его статус может привести общество к очень серьезному конфликту. Это будет попытка разделить Украину на две нации. И Янукович должен понимать, что он делает. А делить Украину никто не позволит. В руках президента достаточно рычагов, в частности силовых.
Президент сможет применить силу?
— Если увидит, что национальной безопасности что-то угрожает, то примет необходимые меры. Я уверен.
Как вы оцениваете положение Юлии Тимошенко?
— Для Тимошенко это естественное состояние. Она проявляет себя в оппозиции. Если не пойдет путем митингово-крикливой оппозиции, а создаст действительно что-то серьезное — то у нее большие перспективы.
Если у донецких естественное искушение — захватить все, то естественное искушение Тимошенко — сразу воевать. Впрочем, ее радикализм и скорость достаточно часто играли с ней злую шутку.
И куда она сейчас склоняется?
— Рваное поведение. Отдельные факты показывают, что у нее есть желание: "уже и сегодня". Другие — например, идея с теневым правительством и законодательные инициативы — показывают, что эти люди готовы к длительной, но серьезной борьбе.
Пока еще Тимошенко разрывается. Она не выбрала стратегического поведения — какой будет ее оппозиция.
Что же мешает ей это сделать?
— Не знаю. Ее характер.
1964, 7 июня — родился во Львове
1986 — окончил исторический факультет Львовского университета
1986 — учитель школы-интерната
1989 — член президиума Львовского краевого совета Руха
1992 — советник премьер-министра Украины
1996 — член политисполкома Народно-демократической партии
1994, 1998, 2002 — избирался народным депутатом
2005 — президент Национальной телекомпании Украины
2006 — баллотировался в Верховную Раду по списку "Поры" — Партии "Реформы и порядок"
2006 — советник президента Украины
Комментарии