Ежегодно в Ерусалим на Пасху отправляются паломники со всего мира. Из украинских политиков на Святой земле побывали Виктор и Петр Ющенки, Виктор Янукович, Лесь Танюк, Иван Драч, Валерий Коновалюк, литератор Оксана Забужко, аккордеонист Ян Табачник.
Шесть лет тому посетил Иерусалим и народный депутат Владимир Бондаренко, 53 года. Был там с женой Галиной. На встречу он захватил семейный фотоальбом. По дороге разложил его на столике в своем микроавтобусе "Фольксваген-Мультиван".
— В Израиль не так просто попасть, — рассказывает. — На таможне проверяют 20–30 минут. Приходит мужчина. Начинает спрашивать, с кем из пассажиров ты знаком, потом заходит второй, третий — спрашивают то же. Если собьешься или перепутаешь — начинают обыскивать.
В Вифлиеме палестинские боевики не давали нам припарковать машину, потому что на ней были израильские номера. А вообще Израиль поражает, — говорит. — Едешь в автобусе, а напротив спит себе девушка, склонившись на автомат. Люди даже в кино с оружием ходят.
Найти общий язык с местным населением им помогли украинцы.
— Нам турфирма нашла гидов — Юру и Марину из Днепропетровска. Они семь лет живут в Израиле. Юрий разводит орхидеи. Они нас просили разговаривать на украинском.
Вы туда поехали как туристы?
— Туристов водят короткими путями. Настоящее паломничество осуществляют единицы. Мы попросили приблизить нашу поездку к настоящему паломничеству. Прошли с женой Иудейскую пустыню. Во времена Иисуса там не было ни одного дерева, сейчас растут кедровые леса, можно собирать грибы.
Были возле источника, где Мария получила весть о том, что родит Сына Господнего. Заходили в пещеру, в которой родился маленький Иисус. В Кане Галилейской купили вина, по 25 долларов за бутылку. Христос попал с матерью на свадьбу, и его не угостили там вином, которое как раз закончилось. Он залил в кувшины воду и превратил ее в вино. Вино мы откупоривали на свадьбах двоих дочерей.
А на Голгофе были?
— Шли станциями, которыми Христа вели на Голгофу. Это — места, где с Иисуса срывали одежду, распинали, снимали с креста, намазывали его тело. Сама Голгофа — расколота, а в ущелье лежат кости Адама.
Бондаренко вынимает из-под рубашки толстый золотой крест на цепочке.
— Видите, — возвращает его. — Это потому на крестиках под распятием рисуют череп и кости. Я бросил в ущелье монетку, чтобы вернуться.
Как чувствовали себя после паломничества?
— Когда идешь, находишься в неадекватном состоянии, — медленно отклоняется на кожаное кресло. — У меня, когда зашел в Храм Гроба Господнего, рука не поднялась фотографировать.
Пан Владимир показывает на фото каменную стену, поросшую зелеными кустами.
Рыба Святого Петра стоит 10 долларов
— Это мы с женой у Стены плача, — объясняет. — Возле нее молился Христос. По другую сторону заложены ворота, в которые Христос въедет при втором пришествии. Возле них расположено самое дорогое в мире кладбище. За место на нем люди платят миллионы долларов, потому что верят, что воскреснут первыми.
Говорят, украинские звезды там тоже себе места покупают.
— Может быть... — конфузится Бондаренко. — Но я не ходил возле могил, не буду утверждать. Рассказывали, что там много американцев.
Что привезли из Израиля на память?
— В Храме Гроба Господнего купили несколько особенных свеч. Это такой пучок из 33-х свеч, связанных в одну. Еще приобрели парные иконы, набрали святой воды из Иордана. Кажется, все... — А-а! — весело выкрикивает, — еще же пару баночок варения из сабри. Сабра — это цветок кактуса. Варенье похоже на клубничное, но тверже.
Вам понравилась израильская кухня?
— Я впервые попробовал там свежие финики, — разглаживает довольно усы. — А в кибуце на Генисаретском озере — "рыбу Святого Петра". Апостол Петр рыбачил когда-то на этом озере. Представляете? В меню так и было написано: рыба Святого Петра. Стоила она 10 долларов. А в арабских христианских поселениях нас угощали бараниной и свининой.
Но свиньям запрещено ступать на Святую землю.
— Наши люди выращивают свиней в клетках над землей... Кормят их апельсинами. Это мясо есть невозможно, — Бондаренко кривится. — Я дважды без удовольствия ел свинину: раз в Малайзии — там сало солодят, а во второй раз — в Израиле.
В Израиле много украинцев?
— Из пяты миллионов миллион — выходцы из прежнего СССР, преимущественно — украинцы. Однажды зашли в магазин купить икону. Заговорили по-украински, через пять минут собралась вся лавка. Им там тяжело на 45-градусной жаре. Многие хотят вернуться.
В следующий раз в Иерусалим он хочет поехать с внучками. У Бондаренко их пятеро.
— Двое маленькие еще совсем, — словно светится от счастья. — Дочери — Оксана и Ольга — почти одновременно родили. Навещал их в третьем роддоме во время выборов — сначала одну, а потом другую.
Пасху Бондаренко впервые встретит за рубежом: будет болеть за боксера Владимира Кличко, который планирует драться с Крисом Бердом в Германии.
— Билеты на самолет уже купил, — хватается за карманы. — Сомневаюсь, ехать ли. Это же в первый раз Всенощную пропущу. Правда, попросил священника: он мне освятит еду заранее. После победы Владимира разговеемся.
Комментарии