Закарпатца 34-летнего Василия Гозду приняли в еврейство. Мужчина с женой и тремя детьми начал исповедовать иудаизм.
С Василием встречаемся в Ужгороде. Подъезжает на серебристом "мерседесе". На голове светлая кепка, под ней — еврейская кипа. На поясе прикреплен цицит — сплетенные нити.
— Одеваю кепку, чтобы не привлекать внимание, — объясняет. — Цицит и кипу должен носить каждый мужчина-еврей с 13 лет.
Говорит, родился в селе Хмельник Иршавского района Закарпатья в семье протестантов.
— Мои родители и деды были православными, потом стали "субботниками". С детства придерживались закона празднования субботы, не ели свинины, изучали Библию. Когда вырос, начал анализировать тексты Святого Писания. Понял, что в Библии много противоречий. Сравнивал Ветхий и Новый Заветы. Выходит, все, что было сказано в Старом, — в Новом подано иначе. Я начал изучать другие религии. Остановился на иудаизме, потому что понял, что эта религия пошла не от одного человека, как многие другие. Она началась на горе, когда Бог говорил с Моше, то есть Моисеем, при 600 тысячах свидетелей. Через Киев начал заказывать книги, читал. Сначала было трудно, потому что это совсем другое мировоззрение.
Через четыре года познакомился с ужгородским раввином Менахемом Мендл Тайхманом.
— Прочитал Шульхан арух — кодекс практических положений евреев, изучал Тору. С женой Ольгой начали практиковать правила поведения из Шульхан арух в повседневной жизни. Через три года я подошел к раввину. Он позволил нам посещать разные события, которые происходили в жизни ужгородских евреев. Через два года на праздновании еврейского Нового года Рош Гашана раввин спросил: "Какое твое наибольшее желание?" Я ответил, что хочу стать иудеем. Он благословил мои намерения.
Месяц назад Василий с Ольгой приняли иудаизм.
— Ритуал называется гиюр. Когда человек-нееврей становится евреем. Это происходило в Киеве, в синагоге Бродского. С женой перед тремя судьями дали обещание жить по законам Торы. Перед этим прошел брит-милу — обрезание. Мы с женой, по законам Торы, опустились в микву — специальный ритуальный бассейн для погружения. После миквы я выбрал новое имя Менахм, а женщина — Хайя-Хана. Через неделю по еврейским законам в Ужгороде нам сделали свадьбу — хупу.
Родители были против принятия иудаизма.
— Дома нас сначала не понимали, — продолжает. — Мама воспринимала болезненно. Но когда мы приняли новую религию, отец сказал: "Сын, теперь у тебя началась новая жизнь. Соблюдай правила иудаизма". Родители поняли, что иудаизм стоит выше протестантства. Когда приезжаем к родне, в село, пользуемся собственной посудой, везем с собой кошерную еду. Нельзя, чтобы посудой еврея пользовался не еврей. Поэтому держим ее в специальном шкафу, который нам отвели родители.
Говорит, тяжелее всего было привыкнуть к кошерной кухне — приготовленной согласно иудейским установкам.
— В Украине есть только несколько фирм, которые выпускают кошерную еду. Много продуктов заказываем за рубежом, привозим из других областей Украины. Питаемся только тем, что разрешено Кашрутом (сбор правил относительно еды в иудаизме. — "ГПУ"). Овощи покупаем на рынке. Но дома тщательно пересматриваем каждый листок, чтобы на нем не было мелких мушек, червячков, червей. Если берем яйца, то смотрим, чтобы в них не было кровяных крапинок, потому что тогда яйцо уже не кошерное. Хлеб в магазине не покупаем, потому что огонь для его выпечки должен зажечь еврей. Жена печет его дома или берет в кошерной столовой при синагоге. А когда в городе приглашают на кофе, пью из одноразовых стаканов или вообще отказываюсь. Жене тяжелее всего было привыкнуть к тому, что еврейская женщина не показывает волосы никому, кроме своего мужа. Одевает парик или платок. Некоторые соседи по дому сначала шептались о нас, но привыкли. У нас с ними хорошие отношения.
В семье трое детей. Двое старших — дочь Неля-Рахиль и сын Юрий-Давид — посещают школу. Родители отказались от школьного питания.
— Пришлось познакомиться с директором школы, написать объяснительную, почему отказываемся от еды. Хорошо, что нас поняли. Младшая дочь Лилия-Лея ходит в садик. В обед, когда дети едят, жена забирает ее домой.
В доме Гозды сделали перестановку.
— Кухня у еврея должна быть раздельной: молочная отдельно и мясная отдельно. Даже вилки-ложки для этих продуктов имеем разные. В спальне кровати тоже раздельные, чтобы при необходимости их можно было раздвинуть. Остальная обстановка — обычная.
Комментарии
3