17 июня в столичном театре им. Леси Украинки показали премьеру фантасмагорического представления о Сталине "Сон Гафта, пересказанный Виктюком". Ее привез московский театр "Современник" под руководством Галины Волчек. Спектакль поставил украинский режиссер Роман Виктюк, а пьесу написал российский актер Валентин Гафт.
— Гафт написал ее в стихах, — говорит 75-летняя Галина Волчек на пресс-конференции в день премьеры. — Все привыкли к его коротким язвительным эпиграммам, а здесь он в первый раз смог написать что-то длинное. Главную роль тоже он сыграл.
— Ну, это же его сон, — пожимает плечами Роман Виктюк, 72 года. Он в четвертый раз ставит представление для "Современника". Говорит, когда Гафт прочитал ему отрывок пьесы на вечере памяти Михаила Ульянова, решил ее поставить.
— Это не вымышленная история. Сталин действительно снился Гафту. Он его видел. Валя прекрасно перевоплощается в него. Мы даже не используем грим и усы. Он играет в джинсах.
Дядя Коля, которого играет на сцене 73-летний Валентин Гафт, разговаривает во сне со Сталиным. Потом делится впечатлениями с писателем Едвардом Радзинским, которого играет Александр Филипенко, 64 года. Радзинский пишет книгу о Сталине, у него на его глазах Гафт сам превращается в вождя.
Филипенко играет одновременно шесть ролей: писателя Радзинского, полководца Жукова, поэтессы Ахматовой, композитора Шостаковича, сатирика Жванецкого и политика Зюганова. Все они приходят на исповедь к Сталину. Вождь издевается над Зюгановым, который твердит "Товарищ Сталин, мы навеки с вами и даже гимн поем со старыми словами", и смеется над Жванецким: "Ну хоть бы раз из интереса сатирик был бы не еврей".
В конце представления Сталин сходи с ума и просит прощения у зрителей за свои грехи.
— Гениально! Ребята, вы молодцы, — кричит Виктюк из зала Гафту и Филипенко. За 5 часов до премьеры он проводит генеральную репетицию на сцене театра. Стоит в солнцезащитных очках в сплошной темноте в пятом ряду партера.
— А руку мне выше поднять или так достаточно? — переспрашивает его Филипенко, всматриваясь в зал. — А звук? Я хорошо говорю? Может, немного отойти?
Ну хоть бы раз из интереса сатирик был бы не еврей
— Ребята, много времени тратим, — возмущается Гафт. Он сидит внутри перевернутой трибуны, нервно дергает ногой и поглядывает на часы. За ним пристально наблюдает механик театра им. Леси Украинки — человек в форме цвета хаки. Он стоит на карачках, прячась за двухметровой картиной с изображением Сталина и Мао Цзедуна.— Сейчас, Валечка, сейчас, дорогой. Мы здесь быстренько, — бежит к Гафту Филипенко и машинально бормочет свой текст. — Рома, а кто я сейчас? — пытается опять войти в образ.
— Ты Саша! — прыскает со смеха Виктюк. — Все, достаточно. Репетиция закончена.
— Ну, слава богу, — выбирается из трибуны Гафт. — Нужно же отдохнуть перед представлением.
— Отдохнешь, Валечка, — гладит его по плечу Филипенко и целует в щеку.
Гафт громко выдыхает, от чего его подтянутое телосложение сгорбливается и появляется живот.
— Сейчас в гостиницу поедем. Жиденького поедим, — продолжает Филипенко, ведя Гафта под руку со сцены, и машет журналистам, чтобы шли прочь.
— Люди ждут Сталина, — кричит в телекамеру Роман Виктюк. Он на фоне 4-метровых железных декораций, на которых висят портреты и бюсты тирана. — Эта пьеса — крик, чтобы он вернулся. В России выбирали самого известного исторического деятеля в проекте "Имя России" (аналог "Великие украинцы". — "ГПУ"). Сталин лидировал до последней недели. А затем загадочно скатился на третье место. Значит, за Сталиным соскучились.
Соскучились ли по вожде в Украине, режиссеру безразлично.
— Мне насрать! — громко смеется Виктюк. — Я и не такое переживал.
Комментарии