Ексклюзивы
четверг, 07 августа 2008 18:11

Валентина Шура обвиняют в отравлении Ющенко

Черниговский коллекционер Валентин Шур, 82 года, встречает по дороге к своему дому. Мужчина живет в двухэтажном доме с зарешеченными окнами и сигнализацией.

— Альфа, не трогай, — несколько раз приказывает собаке во дворе.

Гостиная в доме напоминает одновременно музей и мастерскую. Стол заставлен коробками с бисером, инструментами, полудрагоценными камнями. На стенах — с десяток вышитых бисером рубашек. Одна такая стоит почти $200. На кресле сложены ризы для икон. Их коллекционер реставрирует.

Валентин Викторович предлагает пересмотреть книгу отзывов своих гостей. Там есть записи Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Левка Лукьяненко и других известных людей.

С нынешним президентом Украины Валентин Шур познакомился в 1998 году в киевском парке Победы, где собирались нумизматы (коллекционеры монет. — "ГПУ"). Шур подарил Ющенко "Кобзарь" 1908 года издания. Когда в гостях была Юлия Тимошенко, вручил ей золотой перстенек и кулон.

Хозяин достает распечатку интервью с народным депутатом Давидом Жванией.

— Вот послушайте, что он обо мне говорит, — читает отрывок со статьи. Очков не надевает: — "По дорогое в Киев Ющенко заехал к какому-то шизофренику, который подошел к нему во время митинга. Это был барыга, занимающийся антиквариатом. Он поднялся на сцену и вручил Ющенко крест. Потом поехали к нему домой. Там была страшная антисанитария. На столе стояли грязные бутылке. В ней какой-то спиртной напиток. Дубовая настойка. Ющенко и сам выпил, и всех заставил выпить эту гадость. Но, честно говоря, я схалтурил. Чуть-чуть отпил. У меня после этого желудок чуть не сгорел. Это была какая-то термоядерная смесь. А Виктор Андреевич выпил две рюмки, как казак". Думаю, Жвания при здравом смысле не мог такого сказать, — кладет распечатку на стол. — Шизофреник он, а не я. Я на учете в психушке не нахожусь. Имею водительские права и разрешение на ношение оружия. Оно мне необходимо, чтобы охранять коллекцию.

Валентин Шур вспоминает день, когда к нему приезжал Виктор Ющенко.

— 5 сентября 2004 года мы с товарищем Анатолием Старостенко собрались на именины к его сестре. Взяли бутылку вина и 0,75 моего фирменного коньяка. Я его называю "марки Шура". По радио объявляют, что в Чернигов приехал Виктор Ющенко. Я вернулся домой, взял бронзовый крест ХІХ столетия. Митинг проходил на Красной площади. Пробрался к Ющенко и вручил ему крест. Потом пригласил к себе помянуть жену, которая умерла от рака. Виктор Андреевич согласился.

Под двор подкатило девять машин. Ющенко зашел в дом, за ним Червоненко, Порошенко, Жвания и другие. Я попросил Анатолия достать из сумки коньяк, что несли его сестре. Специально не готовился, потому что не знал, заедет ли Виктор Андреевич. Налили семь рюмашек. Червоненко выпил, я, мой друг Толик и все, кто стоял около стола. Только одну рюмашку кто-то отставил.

Ющенко, когда выпил, похвалил: "Лучше коньяка я нигде не пробовал". Попросил недопитую бутылку с собой. Я хотел, было, долить. А он говорит: не нужно. Очень спешил. И никаких двух рюмок, как заявляет Жвания, Ющенко не пил. Налито было по чуть-чуть. Еще тогда, в 2004-м, когда написали, что он у меня отравился, я перемерял шприцом. Вышло, что он выпил 8–10 грамм.

Коллекционер не понимает, почему четыре года Жвания молчал, а сейчас обвиняет его в отравлении президента.

— Ющенко я уважаю. А высказывание Жвании, возможно, провокация: хотят повесить на меня отравление и завладеть коллекцией. Если подтвердится, что Давид такое говорил, я буду обращаться в суд, — заверяет Шур.

Он подсовывает к дивану стол на колесах. Предлагает попробовать его напиток. Говорит, бутылку когда-то передавал и Юлии Тимошенко. Но не знает, пила ли она.

— Коньяк "Шура" делаю по специальному рецепту уже 50 лет. Придумал сам. В трехлитровую банку клада дубовые щепы. Заливаю спиртом, полученным после перегонки плодового или виноградного вина. Из дуба нужно брать только сердцевину, кора не подойдет. Настаиваю два дня. Готовую жидкость сливаю. В банки заливаю кипяченую воду. Настаиваю неделю. Потом смешиваю первый и второй залив — до 40 градусов. На цвет мой коньяк такой, как магазинный, но на вкус гораздо лучше, — разливает в рюмки. Предлагает сначала понюхать. Коньяк пахнет виноградом.

— А теперь попробуй. Не глотай сразу. Пополощи зубы, — советует. Вкус у этого коньяка такой же приятный, как и запах. Закусываем лимоном.

Валентин Шур родился в семье секретаря Прилукского окружкома Компартии. Мать работала библиотекарем. В 1943-м попал на фронт.

— Во втором бое меня ранили в левую руку и сзади в шею. Так стал инвалидом второй группы, — вспоминает.

После войны поступил в московскую юридическую школу. По направлению приехал работать в Чернигов. Был помощником прокурора с 1952-го по 1957 год.

— Уволили как того, кто не справляется с работой. В действительности была другая причина: я не выполнял незаконных приказов прокурора области.

Шур работал в разных местах. Начал собирать предметы древности, научился их реставрировать. Дважды сидел в тюрьме.

— За свой язык, — объясняет Валентин Викторович. — Имею двух сыновей — Владислава и Виктора. В 1979-м Виктор служил в поселке Гончаровском на Черниговщине. Приходит и говорит: "Папа, я еду в Афган". Спрашиваю: "Какого черта? Убьют же. Я — инвалид войны, и тебя изуродуют". На следующий день пошли с ним в штаб армии в Чернигове. Интересуюсь: за что мой сын должен ехать туда воевать? Отвечают: так требует родина. Говорю, раз требует родина, пусть едут воевать дети министров, секретарей обкомов, другого начальства. Командир кричит на меня: вы не патриот! А я поворачиваюсь к Виктору и говорю: сын, приказываю тебе в первом бое сдаться в плен.

Сын, приказываю тебе в первом бое сдаться в плен

Нас из кабинета выгнали. Виктора так и не отправили в Афган. Еще и 30 ребят освободили, что с ним в команде должны были ехать. Сын продолжил службу в Украине, а у меня начались проблемы. По указанию КГБ открыли сразу три уголовных дела. Посадили за сопротивление власти на полтора года. Отсидел восемь месяцев в Винницкой области. Освободили за хорошее поведение.

Во второй раз Валентина Шура арестовали в 1985-м— якобы за валютные операции. Получил три года с конфискацией имущества.

— Забрали дом и коллекцию стоимостью 190 тысяч рублей. Отсидел полгода в СИЗО. Потом Верховный суд заменил заключение условным. Дом вернули, часть коллекции тоже. Могли всю вернуть. Но горисполком принял решение, что коллекция представляет историческую ценность. Экспонаты передали заповеднику "Чернигов древний". Они до сих пор там. Буду добиваться их возвращения. Возможно, президент поможет, — надеется мужчина. — Хочу открыть собственный музей и показывать свою коллекцию людям.

Сейчас вы читаете новость «Валентина Шура обвиняют в отравлении Ющенко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть