53-летняя экс-председатель Государственного департамента по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель живет на Печерске, рядом с Центральной избирательной комиссией. В подъезд заходим в 10 утра.
- Пани Александра только что с дачи приехала, — рассказывает высокий дедушка-консьерж. — Вот ее машина стоит, — показывает серебристую "тойоту".
На 12-м этаже темно. Ощупью ищем звонок.
— А почему вы не включили свет? — открывает дверь хозяйка. — У нас экономия электроэнергии, — шутит. — Здесь же депутатский дом. Вон там, в 50-й квартире, Симоненко живет, а рядом — первая жена Кинаха.
Пани Александра одета в золотистую майку и юбку. Легкая блузка прикрывает глубокое декольте. Макияж — в светлых тонах. Волосы собраны назад.
В гостиной трехкомнатной квартиры — большой плазменный телевизор и низкий диван с подушками.
— Здесь спят наши собаки — ретривер Тари и лабрадор Мейси, — показывает на полотенце с нарисованной собачкой. — Они сейчас на даче. Ремонт сделала еще восемь лет назад. Стену, отделявшую кухоньку от гостиной, разбила, теперь здесь барная стойка.
На стеклянном обеденном столе — белая фигурка Иисуса Христа.
— Это нам друг подарил, — гладит статуэтку Кужель. — Я не люблю большие шкафы, везде поделала купе, — показывает на зеркала. — И нигде нет люстр, везде вмонтированы лампочки. Стильно и деликатно. Вот — мой кабинет, — заводит в узкое помещение.
На полу стоит огромная китайская ваза. Посередине — небольшой круглый стол со стулом. На стенах висят старинные иконы Богоматери и Николая Чудотворца.
— Раньше здесь была вторая кухня, — улыбается хозяйка. — Я недавно купила соседнюю однокомнатку у бывшей кухарки Пустовойтенко.
В 50-й квартире Симоненко живет, а рядом — первая жена Кинаха
Заходим в спальню. Большая двуспальная кровать застелена синим бельем. У стены — будуарчик. На нем фотографии Саши и Лизы — внучек Александры Кужель.
— А это — моя гордость, гардеробная, — отворяет настежь двери. Огромное помещение всё в вешалках и плечиках. По периметру — полки с обувью. У самого входа большое зеркало, под ним — узенькие ящики для украшений.
Так это правда, что вы происходите из старинного княжеского рода?
— Да, — выпрямляет спину пани Александра. — Моя девичья фамилия — Долгорукая. К сожалению, когда сгорел дедушкин дом на Донетчине, архивов мы не нашли.
Вы следите за модой?
— Я ее создаю. Когда впервые номинировали на "Человека года", у меня было только строгое черное платье. Заказала белый норковый палантин, на шею — жемчуга, и была королевой. В следующем году все носили палантины. А когда была нардепом, на заседаниях свирепствовал такой холод, что спина покрывалась льдом, — вздрагивает. — Я заказала в ателье норковый пиджак. Мне долго объясняли, что из меха пиджаков не шьют. А в следующем сезоне в них ходили все модницы.
Кто занимается вашим стилем?
— Шьет главным образом Ермаков. А парикмахерша — Светлана Орешкина. Постоянно играет с моими волосами. Короткие, длинные, рыжая, блондинка... Могу у нее в кресле просто спать. А еще расслабляюсь, покупая обувь. Для женщины это — лицо. Туфли должны быть под все стили и цвета одежды: камуфляжные, коралловые, белые, несколько видов черных, зеленые, терракотовые, — загибает пальцы с французским маникюром. — У меня их сейчас более 30 пар. А те, у которых сбились каблуки, раздаю племянницам и невестке. Вот — совсем новенькие, — выставляет вперед ногу в остроносой туфельке на низеньком каблуке. — Специально под костюм, цвета кофе с молоком. Итальянские, купила в магазинчике на Владимирском рынке за 300 долларов.
Говорят, дома ходите в джинсах и футболке?
— Еще хуже! — отвечает с трагической миной и сразу начинает смеяться. — В Америке купила тунику за 10 долларов — легонькая, все продувает. Обожаю ее! Знаешь, от чего я сейчас кайфую? — доверчиво шепчет. — Что можно не носить колготки. Двенадцать лет не могла себе этого позволить. Как-то в Америке была встреча депутатов трех парламентов — российского, американского и украинского. Российских женщин не пускали в Белый дом без чулок. Все стояли и ждали, пока они купят их на ближайшем рынке. А я предусмотрительно надела колготки, — хвастается. — Я уже тогда четко знала правила этикета. Каблуки, например, не выше пяти сантиметров. Каблуки, которые позволяет себе Тимошенко, — вульгарно, — качает головой. — Как женщина я ее понимаю. Столько лет в оппозиции была серой мышкой, а теперь хочет быть оригинальной, стильной и женственной. Но мы с ней совсем разные. Общего астролога, имиджмейкера и духовника у нас быть не может.
Каблуки, которые позволяет себе Тимошенко, — вульгарно
В комнату заходит худой, высокий, бородатый мужчина в джинсах и клетчатой сорочке.
— Это — Александр, мой муж, — представляет Кужель. — Только что с дачи, небритый. Я его называю "дедушка Леший". А внучки дразнят Бабаем.
Как вы познакомились?
— Я ехала в автобусе после вручения диплома. Уставшая, невыспавшаяся. Он подошел и спросил: "Девушка, а чего вы так плохо выглядите?". Я остолбенела. Раньше мужчины говорили мне только комплименты.
Сразу начали жить вместе?
— Вы не поверите! — смеясь, хлопает в ладони. — Это — фильм "Ирония судьбы": ключ от его общежития подошел к моим дверям. Пока я была в командировке, Саша переехал ко мне. Подремонтировал что-то, подружился с моим сыном. Живем уже больше двадцати лет. Он дарит мне очень необычные вещи. Как-то купил кусочек Луны и назвал его — Александра Кужель.
Чем занимается муж? — спрашиваю шепотом.
— Бизнесом. Но каким именно — я не знаю, — так же шепотом отвечает хозяйка. — У нас не обсуждаются финансовые дела. Мудрая женщина никогда не поставит мужчину в неудобное положение. Единственное, что плохо: дома я не предусмотрела для Саши кабинет, — смеется. — Теперь он инструменты складывает на балконе, где мы пьем кофе. Приходится терпеть.
Александр, какая слабость у вашей жены? — кричу хозяину, который готовит кофе.
— Я! — доносится из кухни.
1953, 4 июля — родилась в Константиновке на Донетчине
1972 — вышла замуж за Вячеслава Кужеля
1974 — родился сын Дмитрий, развелась, умер отец
1975 — окончила Днепропетровский металлургический институт
1987 — вышла замуж за Александра, родился сын Никита
1990–1993 — главный бухгалтер акционерного центра "Восток"
1993–1994 — генеральный директор украинско-канадского предприятия "Независимость"
1994–1998 — депутат Верховной Рады
1998–2003 — председатель Госкомитета по вопросам развития предпринимательства
С 2004 — президент аналитического центра "Академия"
Комментарии