Аромат "Кептен Блек" еще на лестнице цирка дал знать, что дрессировщик Владимир Шевченко, 59 лет, уже на месте. С сигаретами он не расстается.
Двери гримерки Шевченко, обозначенные стилизованным львом, открыты. Еще от лестницы видно цирковую афишу с иероглифами. Хозяин, одетый в яркий свитер и штаны в полоску, с сигаретой с мундштуком, сидит на диване, покрытом пледом "под леопарда". Разговаривает с каким-то мужчиной в костюме.
— Присаживайтесь, — указывает на кресло и возвращается к прерванному разговору. На стенах — афиши из разных стран и фотографии супругов Шевченко.
Отдадим их в зоопарк — на пенсию
У дрессировщика гаснет сигарета, он прикуривает заново. На правой руке поблескивает большой золотой перстень с изображением льва. На левой — массивные дорогие часы. Лицо, обрамленное темными волосами до плеч, с седыми прядями, немного утомлено, взгляд — требователен.
Еще прошлой зимой вы говорили, что собираетесь уйти с манежа...
— В сентябре начнется юбилейный сезон: буду отмечать 60-летие и 45-летие творческой деятельности. Тогда и закончу выступления. Мы с женой готовим себе смену — Юлию и Николая Козыревых. Делаем для них номер с молодыми львами и тиграми.
А старых "кисок" куда денете?
— Они свое отработали, грубо говоря, окупились. По договоренности отдадим их в зоопарк — на пенсию. С 2000-го работаю как художественный руководитель Национального цирка. Останусь на административной работе, а на манеж уже не буду выходить. Я долго работал с женой. Наше цирковое представление строится на отношениях между Людмилой и хищниками, мной и хищниками и мной и Людмилой. Эта формула никогда не менялась. Менялись только номера и животные: их через наши руки прошло свыше 130. Киски работали по 15–17 лет — это очень долго. Сейчас выступает львица Эльза, которой исполнилось 18.
Ваш отец также дрессировал хищников...
— До войны он выступал гимнастом, потом начал дрессировать медведей и львов. Львы и тигры привлекали меня с детства. Впервые вошел в клетку с хищниками в семь лет. Отец натаскивал меня на двух молодых львицах. В 14 лет уже работал сам — с львицами. Медведей не брал. Вон фотография отца висит, — показывает на черно-белый снимок, с которого улыбается мужчина в компании медведя. — Это фото 1937 года. Тогда отец впервые посадил медведя на мотоцикл.
На манеже вы жесткий человек...
— А каким быть мужчине рядом с молодой красивой женщиной? Людмила — мягкая, а я должен был быть жестким, жлобоватым таким, нахальным. В жизни, — смеется Шевченко, — я добродушен. Это я сам о себе так думаю. В манеже главное — мы, а животные — это наше самовыражение. Много лет наш дуэт был в пятерке лучших дрессировщика мира, — хвастается он. — А четыре года — первым! В 1981-м в Милане собирали по 20 тысяч зрителей, в Риме — 28 тысяч. Тогда сделали номер с 18 тиграми и львами в одной клетке.
Отец натаскивал меня на двух молодых львицах
Делали и совсем несовместимые вещи: рядом у нас работали тигры и кони. В настоящее время пытаюсь воспроизвести этот номер, но животные часто не могут повторить то, что делали до них. Хищники по-разному контактируют со мной и Людмилой. Рядом со львом Юлием, который работал со мной 14 лет, мог хоть и спать.
По-видимому, будете тосковать по манежу.
— В принципе, я готов уйти. Главное было себя уговорить. Хотя есть несколько предложений из России. Ведь мы всю жизнь работали в "Союзгосцирке". Долго не могли уйти из него: не было денег, чтобы выкупить аттракцион и животных. А когда шесть лет тому назад сделали это, поняли, что пора останавливаться. Максим Никулин приглашает нас поработать хоть два месяца перед уходом. Зовет и цирк Санкт-Петербурга — любимый, потому что там прошли мое детство и юность.
На что потратите свободное время? Может, сделаете ремонт в квартире?
— Ремонт — это "бытовуха": она будет всю жизнь. Если начал ремонт на даче — он будет длиться вечно. Людин отец строитель, у них это в генах. Она все время что-то ломает, переставляет. Но это ее проблемы.
У вас есть солидный кабинет, общая приемная с директором цирка. Но чаще вас можно застать здесь, в гримерной.
— Это очень удобно: все гримерные — на одном этаже. Не нужно бегать, кого-то искать. Кабинет — для официальных встреч.
Я должен был быть жестким, жлобоватым таким, нахальным
Гримерную оставят за вами?
— Я поселился в ней в 1969 году. С тех пор она моя. Изменяла только номера — сначала была N13, потом — N12-А. Что дальше будет, не знаю. Но именной таблички здесь не будет точно.
На прощание устроите гала-представление?
— Конечно, хоть юбилеев не люблю. Мой день рождения — 31 июля — выпадал на период, когда весь цирк не работает, — смеется. — Меня всегда это устраивало.
Уходя из гримерной, он достает дежурную сигарету "Кептен Блек". Зажигает, и в облачке сладковатого дыма идет к манежу, где ожидают артисты.
1946 — родился в Омске в семье циркачей
1960 — впервые самостоятельно вышел на манеж — в Харькове
1963 — в Московском цирковом училище познакомился с будущей женой Людмилой
1966 — они поженились в Мурманске
1968 — Уфа: первый выход на арену супругов-дрессировщиков Шевченко
1975 — заслуженный артист Украины
2006 — планирует уйти с манежа
Комментарии