- Во время игры жара адская стояла, плюс 30 градусов в тени. Саша спокойно пробегал почти весь матч, а за 10 минут до свистка упал. Умер на месте, медики говорят, от сердца тромб оторвался, - рассказывает директор спортивной школы "Молодь" в Полтаве 62-летний Владимир Левака.
В полдень 14 мая несет четыре красные розы на похороны арбитра 54-летнего Александра Горностаева. Он умер 11 мая на футбольном поле в селе Тахтаулово под Полтавой, когда судил игру на Кубок Полтавского района между командами "Космос" и "Атака-Автотранс".
- С 45 лет его кардиограмма показывала проблемы с сердцем, но на нее не обращал внимания, потому что чувствовал себя здоровым, не курил, ежедневно по 5 километров бегал, - кладет цветы к ногам покойного. - Потеряли одного из лучших арбитров Украины. Саша готовил юношей в полтавской детско-юношеской спортивной школе, провел больше тысячи матчей, как местных, так и в Лиге чемпионов и Кубка УЕФА. Судил игру между "Динамо" и "Шахтером". Выучил игрока днепропетровского "Днепра" Руслана Ротаня.
Человек 200 собралось возле полтавского футбольного стадиона "Ворскла". Темно-коричневый лакированный гроб ставят напротив входа в администрацию стадиона. Под стеной - 25 венков от родных и футбольных клубов. Покойный одет в черный костюм, накрыт белым покрывалом. На лбу у него синяк. Ударился, когда упал.
- Как же я теперь одна без тебя буду жить, радость моя единственная, - лицо покойного гладит мать Лидия Кущ.
Три сигареты "Винстон" выкуривает дочка Горностаева Александра. На вид ей лет 20. Заплаканные глаза прячет под солнцезащитными очками, задыхается от слез. Немного дальше среди подруг плачет жена Марина Станиславовна.
- У него все упиралось в футбол. Правила игры знал, как устав в армии, - вдова не отводит взгляда от мужа. - В квартире шторы, светильники, полотенца и часы на футбольную тематику, вдоль стен полки с футбольными мячами. Но конкретной любимой команды не имел. Перед каждым матчем просматривал предыдущие игры команд, которых должен был судить, изучал поведение футболистов. Когда выходил на поле, знал, кто симулирует, кто скандалист.
Через час шестеро молодых ребят переносят гроб в пассажирскую "газель". Родные садятся рядом на боковые сидения. Колонна из автомобилей и автобусов едет на кладбище в село Лавки под Полтавой.
- Александра Алексеевича впервые увидел, когда мне было 6 лет, - говорит бывший футболист 38-летний Дмитрий Димиденко, какого Горностаев учил 10 лет. - Зашел в раздевалку, а он стоит у входа и улыбается, как Гагарин. Научил играть в команде, после матчей показывал ошибки каждого и как они повлияли на всю игру. Саша мне вторым отцом стал, с его подачи попал в "Ворсклу". Был очень требовательным. Если опоздал на минуту, дополнительно два-три круга на стадионе бегаешь, а один длиной в полкилометра.
На кладбище четверо мужчин становятся в тени дуба.
- Главные черты Сашки - принципиальность и неподкупность, - говорит один из них. Себя не называет. - Как-то перед матчем к нему приезжали братки на джипах. Просили осудить одну команду. Угрожали: "Не сделаешь, цинковый гроб уже заказан". Так Саша их добрым русским словом послал. Говорит: как сыграют, так и будет. И такие случаи были едва не перед каждой игрой. Его не убили только потому, что имел высокий авторитет среди судей.
Александра Горностаева хоронят рядом с родным братом Юрием, который погиб в 27 лет.
Поминальный обед проводят в арендованном помещении закрытого акционерного общества фабрики "Ворскла". Зал на 120 человек почти заполнен. На столах миски со щами, пирожки с мясом, жареная рыба, тарелки с мясной нарезкой.
- Нет его любимого копченого или вяленого леща и шампанского "Артемовского" красного, которое пил только холодненьким, - говорит Алексей Биличенко.
Александр Горностаев жил в собственной квартире в Полтаве. Имел машину "Фольксваген Поло", но ездил на общественном транспорте, потому что не имел прав. Любил носить футболку и спортивные штаны. Более 30 лет тренировал воспитанников детско-юношеской спортшколы. За работу получал около 3 тыс. грн в месяц.
- Саша стал тренером, когда окончил университет физкультуры в Киеве. Его тянуло быть арбитром, - вспоминает Александр Дигтяр, заместитель председателя Федерации футбола Полтавской области. - Написал заявление и вошел в комитет арбитров. Каждые выходные обслуживал по два-четыре матча.
















Комментарии
2