42-летний капитан Сергей Воронов прославился тем, что на копиях древних лодок прошел дорогами викингов, которыми никто не странствовал тысячу лет. Он - среднего роста, с веселыми карими глазами, едва заметной сединой и намеком на черную бородку.
Капитан ждал "ГПУ" в своей двухкомнатной квартире в Дарнице. И не один – с женой Ольгой, 46 лет, и дочерью Катей, 22 года. На стенах — часы, похожие на якори. На полочках — томики Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
— Это редкий кортик польских военно-воздушных сил, — приносит капитан кинжал из соседней комнаты. — Места у нас мало: экспонаты по всей квартире. Катя, — капитан смотрит на дочку, — вообще на пушке спит! Пушка под диваном, — стучит по бежевому подлокотнику и приглашает садиться. — Для "Богуна", казацкой "чайки", заказали копию пушки XVII века. Потом некуда было девать...
Помните первое путешествие?
— Это было в третьем классе, — по-детски улыбается. — С другом хотели по Пслу пройти в Днепр. Я взял дома простыню и сделал парус. Прошли на веслах километра два, понатирали мозоли до крови, и вернулись. Друг теперь зоотехник, борется с куриным гриппом.
А какая экспедиция была самой сложной?
— Две первых экспедиции были одинаковы по пройденному расстоянию. Однако первая длилась 92 суток, а вторая — 28... Вот вам и разница.
— Когда вернулся, весил 45 килограммов, — добавляет жена.
— А до того был высоким кудрявым блондином! — подкалывает Воронов. Вся семья смеется.
Незнакомые люди помогают?
— Как-то шли по верховью реки Ловать, в России. Вдруг уровень воды упал, и семитонное судно остановилось посреди тайги. Мы были обречены: до ближайшего райцентра, где можно найти кран, - 50 километров. Случайно встретили... украинку. Она жила рядом, в лесхозе. Не знаю, как и с кем договаривалась, но на следующий день прибыли автотрейлер и кран.
Как вы подбираете людей для экспедиций?
— На 70 процентов команда давно подобрана. С нами обязательно ездят двое врачей. В аварийной ситуации даю команду: "Всем за борт!" — бывает, ломают ноги. Как-то попросились кабинетные ученые, думали, "экспедиция", — весело подмигивает капитан. — Молились, чтобы домой целыми вернуться.
Кто-то из политиков интересуется?
— Президент лично звонил, интересовался подводными исследованиями. А киевский бизнесмен Виталий Селивончик попросился к нам матросом. Сидел на веслах, греб с вечера до утра, мерз, комаров кормил — как все.
Чем питаетесь в странствиях?
— Везем консервы, варим каши, ловим рыбу. Готовим по очереди. Женщин с нами нет...
Виталий Селивончик попросился матросом
Не брали ни одной?
Он хмурится.
— В Беларуси в 2001 году пришлось взять журналистку — по просьбе администрации. Вообще мы не привыкли подбирать слова, — Сергей смотрит на дочь, которая удивленно округляет глаза. — Да-да. Я тебе потом расскажу, — бросает. — И вот, чтобы чего-то не ляпнуть, мы весь день молчали. Плыли на копии древней лодки, на палубе не было туалета. Мы относимся к этому спокойно... когда рядом нет женщин. Пришлось мужественно терпеть до вечера. Зато всем экипажем провожали ее на берег.
Но беды она не накликала? — заступаюсь из чувства женской солидарности.
— На следующий день опаздывали на протокольные мероприятия, и решили "срезать" путь. В ту ночь я был на вахте. Смотрю: что-то темнеет. Посветил фонариком и с ужасом увидел, что дальше реки нет. Местные купили баржу и перегородили ею Днепр, чтобы ближе было в магазин ходить. Река сделала себе путь под баржой, и лодку несло туда.
Как спаслись?
— Врезались наотмашь бортом. Амортизировали веслами. Притерлись и тихонько въехали в берег. А затем пастух подсказал, что, если ладью оттянуть на три километра, можно по болотам, по болотам, — он описывает в воздухе рукой причудливые петли.
Скрываете от жены опасные приключения?
— Святое дело! — обнимает Ольгу. Она недовольно поднимает брови.
— Как-то вечером позвонил и говорит: "Оля, не волнуйся: все нормально — мы затонули", — и положил трубку. А через минуту мне позвонили из управления: "Вы такая-то? Сообщаем: на море затонула лодка "Богун".
Перегородили баржой Днепр, чтобы ближе в магазин ходить
— Казацкие "чайки" описывали не специалисты. Лодка, сделанная по описанию Боплана или Яворницкого, сразу тонет, — сокрушенно качает головой. — А ведь мы нашли 120-летний дуб в Боярском лесхозе! Везли его на завод через всю Украину в военной машине под тентом... ГАИ все время останавливала. Думали, везем украденную ракету "Земля-Земля".
Увлекаетесь подводной археологией?
— В прошлом году на Тендеровской косе нашли остатки средневекового корабля. Вообще это капризное место, — говорит загадочно. — В шторм косы почти не видно. Капитан замечает ее, когда судно уже нельзя спасти. Там странное дно: песок все поглощает, а через столетие поднимает на поверхность. Мы нашли там бриг "Язон", затонувший в XVII веке. Перенесем его в Черноморское. А потом затопим, вместе с советским торпедным катером, и создадим там подводный музей.
Вашими экспедициями интересуется исследователь "Титаника" Балард?
— Он присоединится к нам летом, — кивает Сергей. — Он верит, что вдоль Черноморского побережья сохранились античные корабли с грузами.
Капитан рассказывает, что часто приходят студенты — просятся в команду.
— И что с ними делать? — весело жалуется. — У меня на Левом берегу пришвартованы ладьи. Студенты зимой из них воду вычерпывают. Что я им летом скажу: "Ты, Петя, хороший парень, руки зимой поотмораживал, но в команду я тебя не возьму?.."
1963 — родился в совхозе "Новый Донбасс"
1981 — служба на Балтийском флоте; плавал у берегов Африки
1983 — вступил в брак с Ольгой
1983 — родилась дочь Катя, сейчас учится на дизайнера
1984 — родился сын Андрей, ныне студент Автодорожного института, работает в фирме
1987 — родилась дочка Марина, учится в Университете культуры на диктора
2000 — первая экспедиция "Из варяг в греки"
2001 — первая подводная экспедиция
Комментарии